Научные предпосылки для формирования межкультурной коммуникации как самостоятельной области

Теория межкультурной коммуникации считается относительно новой областью гуманитарных знаний, хотя проблемы взаимодействия и взаимовлияния культур привлекали внимание ученых задолго до того, как межкультурная коммуникация оформилась в качестве самостоятельной учебной дисциплины.

Многие вопросы, которые легли в основу межкультурной коммуникации как учебной дисциплины и как области междисциплинарных исследований, были разработаны такими крупными учеными, как Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, В. фон Гумбольдт, К. Фослер и др.

Формирование «культурной грамотности» у каждого специалиста в области коммуникации связывают с трудами Вильгельма Гумбольдта, которые дали толчок развитию лингвокультурологии и другим современным направлениям языкознания. В работах В. фон Гумбольдта, выдвинувшего мысль о духе народа как манифестации культуры, содержится немало ключевых идей, на которые сейчас опираются многие авторы.

Речь идет о:

  • взаимовлиянии языка и мышления;
  • существовании различных картин мира, свойственных представителям различных культур;
  • национально-культурной специфике языков;
  • роли языка в формировании национального характера;
  • соотношении в языке коллективного и индивидуального;
  • взаимосвязи языка, социума и индивида.

Особого внимания заслуживает теория, иначе гипотеза лингвистической относительности американских лингвистов-антропологов Э. Сепира и Б. Уорфа, обусловившая развитие концепций взаимосвязи языка и культуры. Согласно Сепиру – Уорфу, люди членят мир, организуют его в понятия и распределяют значения так, а не иначе, поскольку являются участниками некоторого соглашения, имеющего силу лишь для этого языка. Структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Таким образом, главная идея гипотезы Сепира-Уорфа состоит в том, что мышление, мировоззрение и поведение людей лингвистически детерминированы, то есть обусловлены характером и природой того языка, на котором они говорят.

Заслугой Э. Сепира – и Б. Уорфа следует считать то, что они придавали особую важность специфическим особенностям возникновения языкового восприятия мира, а также познанию мира через арсенал языковых средств. Поэтому большинство исследователей, занимающихся проблемами межкультурной коммуникации, придерживается мнения о несомненной плодотворности идей Сепира и Уорфа для разработки теории этой дисциплины, особенно в области тесного взаимовлияния языка, мировоззрения и поведения людей.

С идеями Сепира-Уорфа перекликаются положения направления в современном языкознании – неогумбольдтианства (Л. Вайсгербер, Г. Гольц, Г. Ипсен, П. Гартман и др.), где язык рассматривается не как средство мышления, а как промежуточный мир между объективной действительностью и мышлением, где осмысливается произвольность языкового знака как результат произвола духа. Согласно этой концепции, мышление каждого народа имеет специфические национальные черты, вследствие чего его развитие целиком определяется имманентным развитием национального языка.

Существенный вклад в теорию межкультурной коммуникации также внесла теория когнитивного развития Ж. Пиаже, с точки зрения которого ведущим фактором интеллектуального развития являются процессы социализации (Пиаже 1994). Большой научный резонанс в свое время имели труды антрополога М. Мид, которая в книге «Coming of Age in Samoa» (Mead,1928) подчеркивала преобладающую роль социальной среды, а не биологических факторов в формировании человеческого поведения.

Интересно
Терминологическое сочетание «межкультурная коммуникация» впервые появилось в 1954 году в недрах американской научной школы, в исследованиях антропологов, которые разрабатывали различные аспекты взаимоотношений языка и культуры. Предвосхищая будущие межкультурные исследования, представители этой школы Эдвард Т. Холл и Г.Л. Трэгер, относящие себя к последователям Э. Сепира, в 1954 году опубликовали статью «Культура и коммуникация», где обозначили научно-прикладную перспективу данной проблематики. Новое направление исследований получило дальнейшее развитие позднее, после выхода книги Э.Т. Холла «Немой язык» (1959 г.), ставшей широко известной и многократно переиздаваемой.

Автор этого труда, разграничивая научные понятия «речь» и «коммуникация», проанализировал принципы взаимодействия между представителями различных этносов и расширил концепцию культуры, включив в нее понятие «коммуникация». Тем самым он открыл путь для конкретного, систематического и организованного обучения чужим культурам. Вклад Э.Т. Холла, который считается основателем теории межкультурной коммуникации, заключается в том, что он убедительно обосновал не только связь между культурой и коммуникацией, но и саму возможность для сравнения культур.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)