Механизмы развития стереотипов
Механизмом формирования стереотипов являются многие когнитивные процессы, поскольку стереотипы выполняют когнитивные функции: схематизации и упрощения, формирования и хранения групповой идеологии и т.п. Таким образом, механизмы формирования стереотипов связаны с особенностями человеческого мышления и психики.
Еще одна причина формирования стереотипов – особенности дедуктивного мышления, опирающегося на обобщающие слова все, всегда, никогда и т.п. Например: все, кто много пьет, – алкоголики. Русские много пьют. Значит, все русские – алкоголики.
Ведущую роль в создании стереотипов играет наличие клишированных фраз в языке и речи. Постоянное повторение одних и тех же фраз со временем приводит к тому, что их восприятие происходит автоматически. Носители языка не задумываются над содержанием клишированных фраз, принимая их как данность.
Для обозначения стереотипов используются следующие средства:
- слова, которые содержат в своем значении оценку свойств типичного представителя другого этноса: выцыганить – в основе этого слова лежит представление о цыганах как о людях, умеющих добиваться своего путем настойчивых просьб;
- атрибутивные словосочетания, в которых определение – прилагательное, образованное от этнонима, а определяемое имя – свойство какого-либо человека: русский размах, немецкая аккуратность, французская элегантность;
- сравнительные обороты: точен, как немец, молчалив, как финн;
- фразеологические единицы: уйти по-английски;
- пословицы: что русскому хорошо, то немцу – смерть;
- анекдоты, которые иллюстрируют распространенное представление о каком-либо этносе.
На коммуникативном уровне стереотипизация происходит на основе:
- акцентов: например, хорошо известен грузинский акцент;
- манеры произнесения слов и постановки ударений;
- темпа речи;
- манеры говорить громко или тихо;
- речевых стратегий;
- коммуникативных дистанций.
Стереотипы возникают в процессе отнесения людей к хорошо известным категориям (нация, раса, этническая группа религия, пол), то есть в процессе категоризации. Люди воспринимают мир сквозь призму представлений, отношений, ценностей, сформировавшихся в данной культуре, и ведут себя в соответствии с конкретными культурными нормами. Стереотипы, таким образом, составляют неотъемлемую часть культуры.
Стереотипы могут возникнуть через ограниченные личностные контакты. Если кого-то оскорбил человек определенной нации, то он может сделать вывод о том, что все представители этой нации грубы и невоспитанны. Кроме того, стереотипы формируются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходиться сталкиваться (родители, друзья, сверстники, коллеги и т.п.). Особое место в образовании стереотипов занимают средства массовой информации, которые, оказывая влияние на сознание аудитории, нередко делают упор на стереотипы. Мнение средств массовой информации, и особенно авторитетных, становится мнением людей.
По своему характеру стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, заключающие в себе социальный и психологический опыт общения и взаимодействия индивидов. Природа стереотипов обусловливает следующие качества: целостность, устойчивость, консервативность.
- Параметры сопоставления психологической идентичности
- Понятие национального характера
- Понятие идентичности и ее виды
- Личность как носитель лингвокультуры
- Языковая личность и ее структура
- Модели описания коммуникативного поведения
- Коммуникативное поведение и культура
- Понятие коммуникативного поведения
- Невербальные элементы коммуникации и их национальная специфика
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу