Механизмы развития стереотипов

Механизмом формирования стереотипов являются многие когнитивные процессы, поскольку стереотипы выполняют когнитивные функции: схематизации и упрощения, формирования и хранения групповой идеологии и т.п. Таким образом, механизмы формирования стереотипов связаны с особенностями человеческого мышления и психики.

Прежде всего следует отметить склонность личности к обобщению на основе собственного культурного опыта. Так, например, согласно российским правилам дорожного движения, автомобили должны ездить по правой стороне дороги. Исходя из этого обстоятельства, можно предположить, что именно движение по правой стороне является нормой.

Еще одна причина формирования стереотипов – особенности дедуктивного мышления, опирающегося на обобщающие слова все, всегда, никогда и т.п. Например: все, кто много пьет, – алкоголики. Русские много пьют. Значит, все русские – алкоголики.

Другой путь формирования стереотипов – сведение воедино разнородных характеристик людей, которые, как правило, сопутствуют друг другу. Так, в американской культуре определение blond часто встречается в паре с dumb.

Ведущую роль в создании стереотипов играет наличие клишированных фраз в языке и речи. Постоянное повторение одних и тех же фраз со временем приводит к тому, что их восприятие происходит автоматически. Носители языка не задумываются над содержанием клишированных фраз, принимая их как данность.

Для обозначения стереотипов используются следующие средства:

  • слова, которые содержат в своем значении оценку свойств типичного представителя другого этноса: выцыганить – в основе этого слова лежит представление о цыганах как о людях, умеющих добиваться своего путем настойчивых просьб;
  • атрибутивные словосочетания, в которых определение – прилагательное, образованное от этнонима, а определяемое имя – свойство какого-либо человека: русский размах, немецкая аккуратность, французская элегантность;
  • сравнительные обороты: точен, как немец, молчалив, как финн;
  • фразеологические единицы: уйти по-английски;
  • пословицы: что русскому хорошо, то немцу – смерть;
  • анекдоты, которые иллюстрируют распространенное представление о каком-либо этносе.

На коммуникативном уровне стереотипизация происходит на основе:

  • акцентов: например, хорошо известен грузинский акцент;
  • манеры произнесения слов и постановки ударений;
  • темпа речи;
  • манеры говорить громко или тихо;
  • речевых стратегий;
  • коммуникативных дистанций.

Стереотипы возникают в процессе отнесения людей к хорошо известным категориям (нация, раса, этническая группа религия, пол), то есть в процессе категоризации. Люди воспринимают мир сквозь призму представлений, отношений, ценностей, сформировавшихся в данной культуре, и ведут себя в соответствии с конкретными культурными нормами. Стереотипы, таким образом, составляют неотъемлемую часть культуры.

Стереотипы могут возникнуть через ограниченные личностные контакты. Если кого-то оскорбил человек определенной нации, то он может сделать вывод о том, что все представители этой нации грубы и невоспитанны. Кроме того, стереотипы формируются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходиться сталкиваться (родители, друзья, сверстники, коллеги и т.п.). Особое место в образовании стереотипов занимают средства массовой информации, которые, оказывая влияние на сознание аудитории, нередко делают упор на стереотипы. Мнение средств массовой информации, и особенно авторитетных, становится мнением людей.

По своему характеру стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, заключающие в себе социальный и психологический опыт общения и взаимодействия индивидов. Природа стереотипов обусловливает следующие качества: целостность, устойчивость, консервативность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)