Коммуникативное поведение и культура

Коммуникативное поведение является компонентом национальной культуры, в структуре которой выделяется ядро – ценности, принципы, реализующиеся в определенных нормах и правилах. Ценности представляют собой социальные взгляды, идеи, оценивающиеся этническим коллективом как образец для подражания. Иными словами, это то, что априори оценивается этническим коллективом как нечто «хорошее» и «правильное».

Ценности вызывают определенные эмоции, они окрашены чувствами и побуждают людей к определенным действиям. Отклонение от ценностей осуждается общественным мнением. К основным ценностям русского этноса могут быть отнесены бескорыстие, любовь к большому пространству, второстепенность материального, гостеприимство, всепрощение и др.

Принципы – это конкретные стереотипы мышления и поведения; это общие мнения, представления, убеждения, устойчивые привычки в деятельности. Принципы, основанные на ценностях, обусловливают понимание действительности заданным образом.  Принципы направляют мышление и поведение по некоторым стереотипизированным путям.

Они часто отражаются в пословицах и поговорках:

  1. Яйцо курицу не учит.
  2. Всех денег не заработаешь.
  3. Век живи – век учись и др.

Нормы и правила – это конкретные поведенческие рекомендации по реализации определенных принципов, это фактически предписания по поведению, указания по проведению определенных ритуалов. Ритуалы – это материализованное воплощение норм и правил в реальной действительности.

Любой ритуал передается из поколения в поколение, он выступает как материальный носитель культуры, как форма физического, материального воплощения культуры как таковой (например, ритуалы свадьбы, похорон, венчания и т.д.).

Имеющиеся ритуалы можно подразделить на три основные группы: поведенческие ритуалы – часто физические, например, парад, смена караула; коммуникативно-поведенческие, например, свадьба, венчание; чисто коммуникативные, например, речевой этикет. Речевой этикет, под которым подразумеваются социально заданные и культурно-специфические правила речевого поведения в ситуациях общения в соответствии с их социальными и психологическими ролями, ролевыми и личностными отношениями в официальной и неофициальной обстановках общения, играет очень важную роль в коммуникации.

Интересно
Речевой этикет связан со стандартными речевыми формулами в стандартных речевых ситуациях, отражающих категорию вежливости, а коммуникативное поведение описывает восприятие тех или иных действий носителями языка, особенности общения в таких сферах, как семья, коллектив, иностранцы, знакомые, незнакомые и т.д.

Коммуникативное поведение описывает не только вежливое эталонное общение, но и реальную коммуникативную практику. Таким образом, коммуникативное поведение включает правила речевого этикета как составную часть и является более широким понятием.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)