Понятие идентичности и ее виды

Языковая личность разделяет коллективные черты, присущие определенным социальным группам (возраст, пол, профессия, место проживания и т.д.).

Индивидуальная языковая личность реализуется на уровне идиолекта. Согласно мнению О.Н. Леонтович, идиолект представляет собой «персональную» лингвистическую систему конкретного коммуниканта, с вариациями на фонологическом, грамматическом и лексическом уровне.

Каждый идиолект неповторим. На его характер влияет множество факторов: пол, возраст, социальное положение, место жительства, психотип, физиологические особенности и т.д., которое в совокупности образуют то, что называется индивидуальностью. Идиолектные различия проявляются в тончайших нюансах произношения и интонации, специфическим для данного индивида отборе лексических средств, особенностях синтаксиса и т.д.

В научной литературе прослеживается три основных подхода к определению идентичности:

  1. Социопсихологический – идентичность создается отчасти как собственное «Я», отчасти – в зависимости от групповой принадлежности; с этой точки зрения «Я – идентичность» многолика, состоит из множества идентичностей и находится в тесной связи с культурой.
  2. Коммуникативный – более динамичный подход, согласно которому идентичность возникает не только на основе собственного «Я», но и в процессе обмена сообщениями с другими индивидами.
  3. Критический – попытка понять закономерности формирования идентичности на основе исторического, политического, экономического контекстов. Сторонники этого подхода полагают, что идентичность приписывается индивидууму еще до его рождения и также настаивают на динамической сущности идентичности.

Представители всех подходов считают, что ядром идентичности является «образ самого себя», слитый с культурой, в целостном восприятии действительности индивидом.

Необходимо учитывать следующие факторы, составляющие идентичность языковой личности:

  • самоценность собственного «Я», самовосприятие и самооценку;
  • самоотождествление с определенными группами других личностей;
  • идентификацию личности со стороны окружающих; соотношение между самоидентификацией и идентификацией со стороны окружающих.

Личность вырастает на почве родной культуры, бессознательно или сознательно впитывая все то, что обозначается понятием «ментальность», «менталитет», «дух народа». На протяжении человеческой жизни индивидуальная идентичность переплетается с коллективной. Понятие коллективной идентичности включает географический, исторический, культурный элементы, каждый из которых накладывает отпечаток на языковую личность.

Социализация предполагает усвоение индивидом культурно-исторического опыта, системы правил и норм того общества, к которому он принадлежит, определение собственного места в социуме с точки зрения экономической, религиозной, этической и статусной принадлежности.

Средствами идентичности могут служить «ключевые символы»: эмблемы, флаги, одежда, жесты, артефакты и т.д. Ведущее место занимает язык, который отражает этническую, национальную, географическую и другую принадлежность личности. Когда человек попадает в иное лингвокультурное пространство, он должен быть готов к тому, что его идентичность будет восприниматься иначе, чем в родной культуре, что обусловлено как языковыми, так и поведенческими факторами.

Приведем некоторые причины кризиса идентичности, возникающего в процессе межкультурной коммуникации:

  • неспособность адекватно выразить свое «Я» на иностранном языке;
  • неспособность собеседников, общающихся с коммуникантом на его родном языке, адекватно оценить свое «Я»;
  • неумение извлечь культурно-специфическую информацию из речевых сообщений друг друга;
  • неготовность правильно определить свое место в инокультурном сообществе.

Физиологическая идентичность включает врожденные черты (внешность, голос, физическое состояние и т.д.), на которые накладываются признаки, приобретенные в процессе социализации. Внешность посылает определенные коммуникативные сигналы, которые могут быть проигнорированы или неверно дешифрованы. Например, некоторые европейцы считают, что «все китайцы выглядят на одно лицо». Американцы с достаточной легкостью распознают людей ирландского или шотландского происхождения, если у них типичная для данных этнических групп внешность.

Внешняя привлекательность считается одним из важных факторов, обусловливающих положительный настрой в межличностной коммуникации. Но при этом надо помнить, что представления о привлекательности могут существенно и даже диаметрально расходиться в разных культурах.

Согласно О.Н. Леонтович, социальная идентичность – аспект личности коммуниканта, состоящий из совокупности социальных ролей, которые она играет в обществе, включает расовую, этническую, возрастную, профессиональную и другие формы идентичности. Любая личность, оказавшись в другой стране, может столкнуться с расхождением в стратификационном членении общества. Социальная стратификация представляет собой дифференциацию некой данной совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Сущность стратификации заключается в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

С точки зрения межкультурной коммуникации стратификация общества внутри разных стран не совпадает в силу особенностей исторического развития, разного протекания политических и экономических процессов. Социальная идентичность личности складывается из совокупности социальных ролей, которые она играет в обществе. Такие параметры, как возраст, социальный статус, этническая принадлежность, гендер, являются базовыми.

Возрастная идентичность. Значимость возраста варьируется в зависимости от других составляющих идентичности и от контекста общения. Понятия «молодой «и «старый» относительны, различаясь от культуры к культуре. Специфика общения между «отцами» и «детьми» обусловлена разным отношением к возрасту и использованием различных коммуникативных моделей. Как пишет О.Н. Леонтович, американское общество помешано на молодости. Люди всячески пытаются отодвинуть свой возраст.

Интересно
В русской культуре наблюдается большая асимметрия между представителями разных возрастов, чем в США. С раннего возраста стержнем самоидентификации американцев становится отношение к себе как к уникальной личности. С другой стороны, возникает «зацикленность» на собственном «Я» и недостаточное уважение к старшим, которое проявляется на коммуникативном уровне.

В силу целого ряда социально-экономических причин для русских привычны более тесные связи с престарелыми родителями, чем для американцев.

Различается также подход к ответственности: русские сами ухаживают за родителями, американцы – через посредство учреждений.

Во Франции старость человека и специфичность уклада жизни также отличается от жизни русских людей преклонного возраста. Пожилые люди, выйдя на пенсию, считают себя счастливыми. Они много путешествуют, ведут активный, здоровый образ жизни. В Германии дети живут отдельно с 14 лет. Молодые люди стараются быть самостоятельными, считается дурным тоном зависеть от родителей. Родители, состарившись, обычно не живут вместе с детьми. С самого начала своей трудовой деятельности немцы начинают откладывать деньги на старость. Пожилые люди могут позволить себе многое, например, путешествие по всему миру. По-другому строятся взаимоотношения между людьми разных поколений в Китае.

Одной из важных основ социального порядка является строгое повиновение старшим. Любой старший (отец, чиновник) – это беспрекословный авторитет для младшего. Повиновение старшим связано с нормами сяо. Смысл сяо- служить родителям, преданно заботиться о них, быть готовым на все ради их здоровья и блага.

Расовая и этническая идентичность. Для межкультурной коммуникации очень актуальной является проблема расовой и этнической идентичности, содержание которой составляют разного рода этносоциальные представления, разделяемые в той или иной степени членами расовой или этнической группы. Эти представления формируются в процессе внутрикультурной социализации и во взаимодействии с другими народами. Значительная часть этих представлений является результатом осознания общей истории, культуры, традиций, места происхождения и государственности.

Для каждого человека расовая или этническая принадлежность означает осознание им своей принадлежности к определенной общности. Но, оказавшись в недрах чужой культуры, человек должен приспособиться к новым для него формам социализации. Он может столкнуться с большими расхождениями в кодировке социальной информации и прочтении сигналов расовой и этнической идентичности. Так, например, в России этническая принадлежность обозначается термином «национальность». Для американцев центральным является понятие расовой идентичности. Проблема расовой идентичности актуальнее всего для американцев негритянского происхождения.

В США социальные отношения, соотносимые с расовой и этнической принадлежностью, во многом определяются правилами политкорректности. Например, слово Negro считается политически некорректным, поэтому предпочтение отдается терминам Black Afro-American. О.Н. Леонтович считает, что над различной расовой и этнической принадлежностью жителей США превалирует их идентичность как «американцев». Многие жители США вообще считают политически некорректным попытку «копаться» в этническом происхождении людей. Вот почему эта тема относится к разряду «опасных» (Леонтович, 2007:206).

Классовая идентичность. Большая часть населения Европы и США относит себя к среднему классу. По определению средний класс представляет собой общественный слой, включающий в основном профессионалов и «белые воротнички». Традиционной ценностью среднего класса является стремление к респектабельности и материальному достатку, крепкой семье и хорошему образованию.

Как отмечает О.Н. Леонтович, границы среднего класса в США размыты и неопределенны. Люди склонны завышать свое классовое положение, поэтому их собственные представления не совпадают с мнением экономистов и социологов.

В одних странах классовая структура не является статичной (США), в других она является статичной. Например, в Японии строгая субординация напоминает человеку о подобающем ему месте, требует постоянно блюсти дистанцию в жизненном строю. Каждый человек должен осознавать свою принадлежность к какой-то группе и быть готовым ставить преданность ей выше личных интересов.

Дружеские связи между людьми разного положения и социальной принадлежности здесь очень редки. Что же касается современной России, то границы выделения классов отсутствуют. Само понятие «средний класс» находится в стадии становления. Параметры, согласно которым можно рассматривать принадлежность к среднему классу, еще не установлены.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)