Языковая личность и ее структура

Центральным звеном коммуникативного процесса является языковая личность. Интерес к языковой личности проявляют исследователи, работающие в разных областях знания: философы, социологии, лингвисты и др. Согласно концепции Ю.Н. Караулова, который первый ввел это понятие в научный оборот, языковая личность представляет собой многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков в разной степени сложности, поступков, которые классифицируются по видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) и по уровням языка.

Ю.Н. Караулов предложил структуру языковой личности, состоящую из трех уровней:

  1. Вербально-семантический уровень предполагает для носителя нормальное владение естественным языком, а для исследователя – традиционное описание формальных средств выражения определенных значений.
  2. Когнитивный уровень, единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в более или менее упорядоченную, систематизированную картину мира, отражает иерархию ценностей. Когнитивный уровень языковой личности предполагает расширение значения и переход к знаниям, а значит, охватывает интеллектуальную сферу личности, давая исследователю выход к знанию, сознанию, процессам познания человека.
  3. Прагматический уровень включает цели, мотивы, интересы, установки. Этот уровень обеспечивает в анализе языковой личности закономерный переход от оценок ее речевой деятельности к осмыслению реальной деятельности в мире.

Существуют и другие концепции языковой личности. Так, В.И. Карасик рассматривает языковую личность как закрепленный преимущественно в лексической системе базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, своего рода «семантический фоторобот», составляемый на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций.

В.В. Красных выделяет в языковой личности следующие компоненты:

  • человек говорящий – личность, одним из видов деятельности которой является речевая деятельность;
  • собственно языковая личность – личность, проявляющая себя в коммуникации, выбирающая ту или иную стратегию и тактику общения, репертуар языковых средств;
  • коммуникативная личность – конкретный участник конкретного коммуникативного акта, реально действующий в реальной коммуникации.

Таким образом, языковая личность – это личность, проявляющая себя в речевой деятельности, личность во всей совокупности проводимых и потребляемых ею текстов. Она обладает многоуровневой и многокомпонентной структурой. Каждая языковая личность уникальна, обладает собственным «знанием» языка и особенностями его использования. Вне лингвокультурного сообщества языковой личности не существует, она всегда национальна.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)