Языковая личность и ее структура
Центральным звеном коммуникативного процесса является языковая личность. Интерес к языковой личности проявляют исследователи, работающие в разных областях знания: философы, социологии, лингвисты и др. Согласно концепции Ю.Н. Караулова, который первый ввел это понятие в научный оборот, языковая личность представляет собой многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков в разной степени сложности, поступков, которые классифицируются по видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) и по уровням языка.
Ю.Н. Караулов предложил структуру языковой личности, состоящую из трех уровней:
- Вербально-семантический уровень предполагает для носителя нормальное владение естественным языком, а для исследователя – традиционное описание формальных средств выражения определенных значений.
- Когнитивный уровень, единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в более или менее упорядоченную, систематизированную картину мира, отражает иерархию ценностей. Когнитивный уровень языковой личности предполагает расширение значения и переход к знаниям, а значит, охватывает интеллектуальную сферу личности, давая исследователю выход к знанию, сознанию, процессам познания человека.
- Прагматический уровень включает цели, мотивы, интересы, установки. Этот уровень обеспечивает в анализе языковой личности закономерный переход от оценок ее речевой деятельности к осмыслению реальной деятельности в мире.
Существуют и другие концепции языковой личности. Так, В.И. Карасик рассматривает языковую личность как закрепленный преимущественно в лексической системе базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, своего рода «семантический фоторобот», составляемый на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций.
В.В. Красных выделяет в языковой личности следующие компоненты:
- человек говорящий – личность, одним из видов деятельности которой является речевая деятельность;
- собственно языковая личность – личность, проявляющая себя в коммуникации, выбирающая ту или иную стратегию и тактику общения, репертуар языковых средств;
- коммуникативная личность – конкретный участник конкретного коммуникативного акта, реально действующий в реальной коммуникации.
Таким образом, языковая личность – это личность, проявляющая себя в речевой деятельности, личность во всей совокупности проводимых и потребляемых ею текстов. Она обладает многоуровневой и многокомпонентной структурой. Каждая языковая личность уникальна, обладает собственным «знанием» языка и особенностями его использования. Вне лингвокультурного сообщества языковой личности не существует, она всегда национальна.
- Параметры сопоставления психологической идентичности
- Понятие национального характера
- Понятие идентичности и ее виды
- Личность как носитель лингвокультуры
- Модели описания коммуникативного поведения
- Коммуникативное поведение и культура
- Понятие коммуникативного поведения
- Невербальные элементы коммуникации и их национальная специфика
- Специфика невербальной коммуникации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу