Микросоциология и ее применение в маркетинге

Микросоциологией обычно называют исследования повседневного поведения в ситуациях личного взаимодействия.

Личное взаимодействие является основой всех форм социальной организации. Рутинные, повседневные занятия и взаимодействия отдельного человека определяют большую часть его социальных действий.

Несомненно, что повседневные действия не идентичны, они подвержены изменениям, однако, изучая их, мы можем создавать модели поведения и взаимодействия, характерные для определенных социальных групп и определенных ситуаций.

Микросоциологические исследования имеют огромное значение для маркетинга, ибо именно в категориях микросоциологии можно весьма эффективно изучать такие явления как потребительское и покупательское поведение.

Микросоциология выступает аналитической основой для моделирования стиля жизни, предпочтений, привычек, выявления модных течений, тенденций к изменению взглядов и ценностных ориентаций.

Остановимся на тех аспектах микросоциологии, которые имеют особое значение для управления эффективными взаимоотношениями с потребителями. В первую очередь, маркетолога может интересовать платежеспособность потребителя и готовность тратить конкретные суммы на товары повседневного спроса и длительного пользования, одежду, досуг, услуги, недвижимость, здоровье, образование.

Несомненно, что данная категория входит в круг макросоциологических задач, однако, она отражает социальные позиции личности, особенности ее трудовой деятельности, семейной жизни, межличностных контактов, познать которые можно только с помощью инструментов микросоциологии.

Микросоциология становится основой популярной сегодня концепции CRM – управления отношениями с потребителями, предполагающей индивидуальный подход к клиенту, формирование долгосрочных взаимовыгодных отношений.

В большинстве исследуемых человеческих проблем доминирующим является социальный аспект. Для маркетинга он представляет особый интерес в силу того, что людей можно понять либо через их взаимоотношения друг с другом, либо через их собственное внутреннее содержание как индивидуумов. Метод индивидуального интервью при определенных условиях может свести к минимуму действие первого фактора, побуждая опрашиваемого всматриваться в себя.

В противоположность этому методы исследования группы обеспечивают изучение социального контакта. В исследованиях, посвященных изучению способов, которыми взаимодействуют люди и идеи, этот аспект становится особенно важен.

Своеобразной социологической аксиомой стало понимание того, что личные мнения людей формируются не в изоляции, причем огромную роль в их формировании играют первичные группы, то есть группы, имеющие решающее значение в процессе первичной социализации, референтные группы, служащие для индивида образцом, основой для формирования статусных установок, норм поведения и ценностных ориентаций. Несомненно, что подобные моменты не могут игнорироваться и маркетинговыми исследованиями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)