Микроэкономические факторы конкурентоспособности

Понятие и роль микрофакторов. Микрофакторы — это причины, связанные с деятельностью организации по производству товаров и оказанию услуг.

Конкурентоспособность организации формируется под воздействием производственных, сбытовых, сервисных и рыночных факторов (рис. 28). Каждый из факторов имеет управляющую и другие составляющие.

Так, в состав производственных факторов входит техническая составляющая: оборудование, обеспеченность ресурсами, степень автоматизации производства и пр.

Деятельность организации проходит во внешней среде — макросреде, компонентами которой являются конкурентоспособность страны, регионов, отрасли.

Компоненты макросреды воздействуют на организацию либо непосредственно (например, законодательное и налоговое воздействие федеральных органов управления страны), либо косвенно (через международные, экологические и другие факторы).

В обзоре конкурентоспособности экономик стран в 2002 г. обращается внимание на возросшую роль микроэкономических факторов и отставание, по мнению зарубежных и отечественных экспертов, России в реализации этих факторов.

Так, по данным А. Илларионова, динамика экономического роста 165 обследованных стран оказалась никак не связана с макроэкономическими факторами: тарифами, налоговыми и кредитными ставками, уровнем энергоемкости экономики, динамикой инвестиций в реальный сектор экономики и пр. Получается, что источником успеха является эффективная реализация микрофакторов.

Бизнес-инфраструктура, т.е. макроэкономика, по образному сравнению специалистов, — это как погода: а) какая есть; б) для всех одна.

Ссылаться на макроэкономический беспредел, отсутствие «промышленной» политики правительства, суровые климатические условия, слабую банковскую систему, высокие тарифы и прочие факторы — это все равно, что сетовать на плохую погоду. Такие жалобы — удел слабых.

Итак, по мнению специалистов, наша страна отстает от других стран, прежде всего на микроэкономическом уровне, т.е. по эффективности деятельности конкретных организаций.

Выгодное положение фирмы в части ресурсов и инфраструктуры, благоприятная конкурентная среда, определяемая макроэкономическими факторами, еще не гарантируют ее успеха в конкуренции.

Перечисленные условия необходимы, но недостаточны для достижения конкурентных преимуществ. Очень важно успешно провести «процессы жизненного цикла», определяемые микрофакторами.

Речь идет об управляющей составляющей микрофакторов — менеджменте качества. Менеджмент качества — это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

По мнению Ф. Тейлора, основоположника менеджмента, хорошая организация при бедном оборудовании дает лучшие результаты, чем отличное оборудование при плохой организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)