Методологический аппарат этики

Этика – это наука о морали (нравственности). В истории научного познания имеют место два подхода к проблеме соотношения понятий «мораль» и «нравственность».

Первый предполагает, что «мораль» и «нравственность» – понятия тождественные и обозначают одно и то же социальное явление. Второй – что это разные по содержанию понятия, которые обозначают и разные социальные явления.

В рамках второго подхода существуют различные точки зрения. Приведем некоторые из них: Мораль – форма общественного сознания; нравственность – сфера практических поступков человека.

Интересно
Мораль – приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; нравственность – высокие основополагающие принципы.

В этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными.

Мораль – то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность – то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства.

Таким образом, этика – это наука о морали.

Следовательно, объектом исследования данной науки является мораль. Часто мораль представляют как предмет, изучаемый этикой.

Однако это ошибочно, так как предмет – это то, что отличает одну науку от другой, делает её уникальной. А мораль – это тот феномен, который изучается многими научными дисциплинами (философией, педагогикой, социологией и др.).

В определении предмета этики следует исходить из двойственного характера морали. С одной стороны, мораль представляет собой сферу сущего поведения людей, с другой стороны, сферу должного.

И только этика исследует феномен морали и со стороны присущего человеку поведения, и со стороны того, как он должен себя вести. Таким образом, предметом этической науки выступает единство естественного и общественного поведения людей.

Среди методов, применимых в области этической науки, важное место занимает диалектика – универсальный метод познания, метод, который рассматривает все явления в их развитии и взаимосвязях.

Это метод, который применим во всех областях человеческого знания, в том числе и в исследовании морали.

Наряду с диалектическим как универсальным методом познания в области этических исследований также применяются общие и частные научные методы.

В изучении морали используются, к примеру, системный подход, единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, наблюдение, абстрагирование и др.

Функции этики. Теоретическая функция. Этика даёт представления о морали, о нравственной культуре человека. Она помогает ориентироваться в выборе моральных ценностей, в их субординации и координации.

Прикладная функция. Этика вырабатывает конкретные рекомендации по целенаправленному совершенствованию нравственной жизни.

Интересно
Особенности нравственной жизни и нравственно-воспитательной деятельности в современном обществе выдвигают на первый план проблемы управления нравственными процессами, ставят в качестве насущной задачи повышение эффективности воспитания на научной основе, с тем, чтобы добиться максимально возможного устранения из моральной практики рассогласования слова и дела, намерений и результатов, целей и средств.

Этим и обусловлено предъявление в современных условиях более строгих и конкретных требований к этической науке, к её практической направленности и отдаче.

В обыденном сознании часто происходит отождествление понятий «этика» и «этикет». Многие понимают этику как нормы и правила поведения человека. Следует различать эти понятия. Этика – это наука о морали. А этикет – совокупность норм и правил, призванных регулировать внешние формы поведения людей.

Культура общения людей основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий. Со времен позднего средневековья эти правила именуются этикетом.

В своей основе правила этикета являются международными, поскольку соблюдаются более или менее одинаково во всех странах.

Одновременно этикет каждой страны может иметь свои довольно существенные особенности, что обусловлено историческими, национальными, религиозными и другими традициями и обычаями.

Практическое значение этикета состоит в том, что он даёт возможность без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с разными людьми и на различных уровнях.

Структура этики. На уровне эмпирического исследования определяют факты, которые имеют отношение к моральной жизни человека и общества, собирают и описывают их, устанавливают закономерности. Задача этики на этом уровне – описание морали.

Это происходит и в таких разделах: социология морали, психология морали, история обычаев.

На теоретическом уровне этика объясняет мораль. Задача этики на этом уровне – понятийно воссоздать, осмыслить и обосновать мораль, обосновать сложившуюся систему моральных норм и ценностей, доказать её преимущество, мотивацию, надежность.

На нормативном уровне задача этики – внедрение в общественную жизнь проверенной совокупности ценностей и норм, стандарта человеческой моральности, моральное воспитание и стимуляция духовного развития человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)