Взаимодействие студента с научным руководителем

Этика научной деятельности – это правила поведения, которые должны неукоснительно соблюдать не только корифеи науки, но и начинающие учёные, в частности, и молодые исследователи, и студенты.

Существует несколько этических принципов взаимодействия студентов с научным руководителем:

  • студент должен в совершенстве знать монографические и другие значительные публикации своего руководителя;
  • знать памятные даты, должности, регалии, достижения своего руководителя;
  • доверять интуиции своего руководителя, пытаться понять его логику мышления;
  • ценить его время, нагрузку и здоровье;
  • следует согласовывать планы научных поисков и своевременно отчитываться перед научным руководителем;
  • сообщать руководителю о своих трудностях, но не сетовать на препятствия;
  • подавать свои рукописи руководителю в распечатанном или электронном виде только после тщательной вычитки текста;
  • записывать мысли и замечания научного руководителя, просить разрешения делать записи на диктофон.

Существуют следующие основные рекомендации по межличностным отношениям с научным руководителем.

Научный руководитель – это учёный, который согласился на тяжелый интеллектуальный труд: направлять ход студенческого научного исследования, анализировать, вычитывать и корректировать текст работы. За это согласие он заслуживает уважения.

Научный руководитель является специалистом по определенной научной тематике, который, как правило, стремится к тому, чтобы его последователи продолжили его дело в этом направлении. Изучение и использование достижений научного руководителя является закономерным условием успешного профессионального взаимодействия с ним.

Не следует отождествлять критику научной работы с критикой личности студента. Замечания и их исправление – необходимая составляющая процесса преобразования научной работы.

Завершение работы над научным исследованием научный руководитель обычно не рассматривает как завершение отношений со студентом. Именно поэтому отсутствие контакта он может воспринимать как игнорирование, как то, что студент не прошел проверки на человечность и тому подобное. Существуют и определенные рекомендации для научного руководителя по его межличностным отношениям со студентом – молодым учёным.

Интересно
Студент – это потенциальный учёный, стремится не останавливаться в своем профессиональном росте, мечтает о том, что полученные им научные результаты будут полезными для людей. Такая личностная позиция заслуживает уважения.

Мысли и взгляды научного руководителя могут не совпадать со взглядами студента. Логику, очевидную для научного руководителя, студент может понять только со временем, осуществив свой научный поиск, осознав ценность ошибок и находок. Поэтому мудрый руководитель будет учитывать фактор времени и давать студенту возможность самостоятельно приобретать опыт.

Новизна, оригинальность взноса студента в решение определенной научной проблемы может в течение определенного времени воплощаться в стандартные схемы научно-экспериментальной деятельности.

На этом этапе следует не слишком унифицировать творческие идеи, что может привести к угасанию инициативности студента, а помочь ему найти «золотую середину» между оригинальным содержанием и пригодной для восприятия формой представления научного материала.

Обнародование или защита полученных научных результатов – это многомерный процесс, успех которого состоит из нескольких компонентов:

  • наличие завершённой научной работы;
  • личностная компетентность студента в области данной науки;
  • умение подать и защитить результаты своего исследования перед научным сообществом.

Подготовка студента требует согласования этих компонентов. Отсутствие научной связи с руководителем после завершения научного сотрудничества ещё не означает неблагодарности, поскольку полученные уроки добра студент может нести дальше по жизни, помогая другим, осуществляя дальнейший научный поиск, приумножая истину в едином мире.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)