Этические и генетические проблемы клонирования

Теоретические основы клонирования были известны давно, но практическое клонирование низших позвоночных впервые смогли осуществить в 1952 г.

Эпоха клонирования высших позвоночных началась в 1996 г. после появления овечки Долли, затем были клонированы другие животные.

Для животного мира технология клонирования имеет далеко идущие последствия. В настоящее время теоретически можно клонировать вымерших животных, взяв ядро из клеток вымершего животного, сохранившихся в условиях вечной мерзлоты. Теоретически можно клонировать человека. Будет ли клон идентичной копией человека, у которого взяли клеточное ядро для клонирования?

Интересно
Физически, чисто внешне и по некоторым биологическим реакциям это будет один и тот же человек, ряд реакций, подконтрольных вегетативной нервной системе, у копии могут быть идентичными таковым оригинала.

Но интеллект, память, мышление, которые контролируется высшей нервной системой, у копии вряд ли будут сходны с оригиналом. К копии не перейдут знания, переживания, чувства, накопленный опыт и т. д. Даже здоровье будет другим, так как оно зависит от среды проживания, социальных факторов и т. д.

Клонирование порождает целый ряд морально-этических проблем:

  • неопределенность клонированного ребенка по отношению к родителям (кто его отец? его мать? и т. д.).
  • можно ли воспроизводить человека, у которого неясна самобытность личности и возникает возможность ущерба для его психологического развития?
  • допустимо ли это деяние, если не решены вопросы технической и медицинской безопасности? (при клонировании нарушаются процессы метилирования ДНК, что снижает жизнеспособность клона, на сегодняшнем этапе клонирование животных нельзя вообще считать удачным).

В настоящее время во многих странах репродуктивное клонирование запрещено, однако разрешено терапевтическое. Совет Европы дополнительно к Конвенции о правах человека и биомедицине принял протокол о запрете клонирования человека.

Во Всеобщей декларации ООН по геному и правам человека в статье 11 указано: «Не допускается практика, противоречащая человеческому достоинству, такая как практика клонирования человеческой особи». К 2005 г. многие государства приняли законы, запрещающие клонирование человека.

В марте 2005 г. Генеральная Ассамблея ООН также запретила клонирование человека и эмбриональных клеток, но многие страны заявили, что они не будут прекращать терапевтическое клонирование. В нашей стране клонирование человека временно запрещено. Есть мнение, что никакими мораториями остановить клонирование не удастся. Как и в случае с генетически модифицированными продуктами, на все вопросы о пользе и вреде клонирования можно ответить, лишь разрешив его.

Следует различать репродуктивное клонирование человека как самостоятельной особи и так называемое терапевтическое клонирование – клонирование клеток и органов человеческого организма, необходимых для замены их больных аналогов. Правда, и здесь возникает комплекс этических проблем.

Главной целью терапевтического клонирования является получение эмбриональных стволовых клеток. Их источником может быть взрослый организм, кровь из пупочного канатика, ткань зародыша или ткань плода на различных стадиях его развития. Лучшим источником стволовых клеток для терапевтических целей являются эмбрионы. Однако если эмбриональный материал и кровь из пупочного канатика станут источником получения стволовых клеток, то женщины могут попасть под особое давление. Этическая законность исследований эмбриональных стволовых клеток зависит от статуса, который присвоен эмбриону.

Если эмбрион признан человеком, то действия по отношению к нему, как и действия по отношению к другим людям, ограничены.

Если эмбрион – это лишь множество человеческих клеток, то существует значительно меньше ограничений при его использовании.

Кроме того, искусственное воспроизводство предполагает имплантацию двух-трех эмбрионов в надежде на успешное рождение ребенка. Остальные полученные эмбрионы обречены, и их можно было бы использовать для получения эмбриональных стволовых клеток.

Вместе с тем отказ от статуса эмбриона как человеческой индивидуальности не должен приводить к занижению этической ценности человеческого эмбриона как такового. Человеческий эмбрион не может и не должен стать подобием лабораторного животного.

Если мы ценим человеческую жизнь, то мы должны ценить её во всех проявлениях и отвергать любые злоупотребления человеческими органами и тканями.

Создание и использование человеческих эмбрионов должно быть строго регламентировано, находиться под постоянным контролем и проводиться с полного согласия родителей (доноров) биологического материала. Пожертвование такого биологического материала должно носить в большей степени альтруистическийхара ктер, не исключая определенной оплаты.

Однако необходимо предпринять все меры против коммерциализации и финансового стимулирования этого процесса. Обсуждение данной проблемы должно носить демократический характер с предоставлением права высказывать любые точки зрения, а решение должно приниматься на основании знаний, а не эмоций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)