Методические требования к проведению практических работ

Практические работы на уроках естествознания призваны служить источником новых знаний. На них учащиеся опытным путем получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений.

Деятельность учителя и учащихся на практической работе проходит ряд следующих этапов:

  1. Постановка познавательной задачи (цели работы).
  2. Инструктаж по ее выполнению (технический и организационный).
  3. Самостоятельная работа учащихся (по письменным инструкциям или под команду учителя).
  4. Фиксация результатов работы (таблица, схема, рисунок).
  5. Описание работы учащимися.
  6. Обобщения и выводы, решающие познавательную задачу.

Инструкции к практической работе должны быть ясными, четкими, конкретными. Если их нет в учебнике или рабочей тетради, то учитель сам составляет инструктивные карточки.

Самостоятельность детей при выполнении практических работ развивается постепенно. Первые работы разбиваются на мелкие рабочие операции и выполняются под команду учителя, который проделывает опыты одновременно с детьми.

Этот методический прием синхронизирует работу класса. В последующем ученики проделывают каждый опыт, предварительно прочитав вслух инструкции к работе. Учитель руководит работой детей.

В последнем классе начальной школы работы выполняются частично самостоятельно. Ход работы намечается коллективно, затем дети проводят опыты самостоятельно в парах (или небольших группах) по инструкциям в учебнике или на карточках. Обсуждение результатов практических работ проходит коллективно.

Результаты проделанных опытов обычно записываются в таблицу. Примером может служить практическая работа по изучению свойств торфа и каменного угля. Перед учащимися ставится цель: определить и сравнить свойства торфа и угля.

Ученики работают по следующим заданиям:

  1. Какого цвета торф? Каменный уголь? Какое ископаемое темнее?
  2. Обладает ли блеском торф? Блестит ли каменный уголь?
  3. Исследуйте твердость этих полезных ископаемых с помощью предметного стекла. Если на стекле остается царапина, то полезное ископаемое твердое. Если нет, то поцарапайте его ногтем. Если ноготь оставляет царапину на образце, то он мягкий, если нет, то средней твердости.
  4. Определите строение топливных полезных ископаемых. Как возраст повлиял на строение этих горных пород?
  5. Посмотрите опыт по горению торфа и угля, который покажет вам учитель. Какое из этих полезных ископаемых со- держит больше энергии Солнца?

Результаты каждого опыта заносятся в таблицу.

Методические требования к проведению практических работ

Фиксация результатов проделанных опытов может проводиться в процессе работы или по ее окончании. В последнем случае учащиеся воспроизводят результаты по памяти, закрепляя полученные знания.

Изучив и сравнив свойства торфа и угля, дети с помощью учителя приходят к выводу, что уголь дольше пролежал в земле, так как обладает более темным цветом, блеском и твердостью. Он дольше горит и при этом выделяет больше тепла, значит в угле запасено больше солнечной энергии.

Учитель подтверждает выводы детей рассказом об образовании этих полезных ископаемых: «Торф образуется при отмирании и неполном разложении болотных растений в условиях повышенной влажности и недостатка кислорода. В образовании торфа участвуют бактерии. Этот процесс продолжается от четырех до двенадцати тысяч лет. Мы и сегодня являемся свидетелями продолжающегося процесса образования торфа. Уголь сформировался из торфа под действием высокого давления и температуры много миллионов лет назад. Тогда климат на Земле был теплым и влажным, а растения имели большие размеры».

Результаты практических работ могут фиксироваться и в схеме. Примером может служить работа в третьем классе по изучению состава и свойств почвы. Перед началом работы ста- вится проблемный вопрос: «К живой или неживой природе можно отнести почву?».

Дети исследуют состав почвы по инструкциям учебника, наблюдают за демонстрацией опытов учителем, читают текст «Что растения берут из почвы» и заполняют схему:

Методические требования к проведению практических работ

После окончания работы делается вывод: почву нельзя отнести только к неживой или только к живой природе. Она не обладает свойствами живых организмов, но не может без них существовать. Учитель сообщает, что почву можно рассматривать как промежуточное звено между неживой и живой природой. В.В. Докучаев назвал почву «биокостное тело».

Иногда результаты практической работы оформляются в виде рисунка. Примером могут служить работы «Части растений», «Этапы развития растения из семени».

Практические работы выделены в каждой программе курса «Окружающий мир» для начальной школы и обязательны для проведения

На практических работах развиваются умения детей, необходимые для изучения естественных наук в более старших классах. К выполнению работ учащихся нужно приучать систематически, постепенно переходя от коротких и несложных по организации опытов к более продолжительным и сложным.

К долговременным и сложным по организации относится исследовательский эксперимент.

В начальной школе он применяется как метод обучения, чаще всего, во внеурочной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)