Методические требования к фронтальной демонстрации наглядных пособий

Демонстрируемый объект должен быть виден всему классу.

Таблицы и картины вывешиваются на доску, предметные пособия размещают на демонстрационном столике.

При необходимости создают специальный фон освещения. Небольшие объекты проносят по классу, чтобы все ученики имели возможность их рассмотреть.

Недопустимо во время демонстрации пускать объект по рядам, одновременно проводя беседу с детьми, т.к. распределение внимания у младших школьников развито недостаточно. Мелкие объекты и рисунки могут быть показаны с помощью проекционных приборов.

Пособие должно находиться перед глазами детей только во время демонстрации. После пояснения пособие убирается. В противном случае внимание учащихся будет рассеяно.

Целесообразно оставлять на доске даже на переменах только географические карты. Удобно пользоваться шторками на доске, откидными и магнитными досками.

Не следует показывать много пособий одновременно. Объем внимания младших школьников – 2–4 объекта

В элементарном курсе лучше избегать микроскопа и слишком сложных препаратов и рисунков. Ученик обращает внимание прежде всего на то, что ему бросается в глаза. В микроскоп он главным образом видит светлый кружок и воздушные пузырьки.

С помощью вопросов внимание детей направляется на главные, существенные признаки демонстрируемого пособия. Вопросы и задания составляются учителем заранее. Их можно задавать устно или записать на доске. Часто детям дается план описания природного объекта.

Например, при демонстрации чучела или изображения животного учитель просит описать его по плану:

  1. К какой группе относится это животное (насекомое, пресмыкающиеся, птица, млекопитающее)?
  2. Размеры и окраска тела.
  3. Особенности внешнего строения.
  4. Способ передвижения.
  5. Образ жизни: чем питается животное, где селится, как спасается от врагов, как приспособилось к жизни зимой?

Ответы на два последних вопроса дети находят в учебнике. Во время беседы выделяются черты приспособленности животного к условиям существования.

После демонстрации наглядных пособий делаются обобщения и выводы

При индивидуальной и групповой демонстрации раздаточный материал может быть у каждого ребенка или у группы (пары) учащихся. Вопросы и задания учителя помогают в описании имеющихся у них объектов.

Например, во время работы с гербарными экземплярами растений леса и степи учитель просит рассмотреть корень, стебель, листья у ковыля, типчака, полыни и выделить их отличительные особенности. Сравнить травянистые растения леса и степи и сделать вывод, как растения степи приспособились к условиям жизни.

Интересно
Нужно помнить, что младшие школьники лучше воспринимают динамические пособия, чем статические, поэтому на уроках рекомендуется чаще использовать динамические рисунки на доске, меловые схемы, учебные фильмы, анимации.

В школе нет «…ни одного наглядного пособия, которое по богатству материала, по силе впечатления и по занимательности могло бы сравниться с кино… Существуют процессы, которые совершаются очень медленно, и заметить ход этих процессов почти невозможно. Между тем кино может показать эти процессы. Так, на экране отлично видно прорастание семян, развертывание цветов, созревание плодов,…процессы движения ледников, роста оврагов, выветривания скал…».

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)