Мессианский комплекс

Поскольку подростки хотят стать взрослыми, у них появляется стремление поскорее занять свое место в их сообществе, частично приняв их идеи, идеалы и способ выражения себя. Постепенно они начинают считать себя равными взрослым и судят их той же меркой, что и себя.

Они начинают вести <взрослые разговоры>, прежде всего на запретные темы, судить о правильности супружеских отношений, подразумевая родителей. Мальчики соревнуются в физической силе с отцами, стараясь побороть их на армрестлинге.

Возраст – то все, что можно сказать о себе с полной уверенностью.

Г.Е.Малкин

Вхождение в мир взрослых поначалу носит чисто подражательный характер. Юноши перенимают походку вразвалочку, манеру чертыхаться и сплевывать на пол, даже курить и пить водку <как взрослые>. Об игре в азартные игры и говорить нечего. Это самая распространенная форма времяпрепровождения, особенно в городских подвалах и подворотнях.

Юноши и девушки, только еще освоившие азы нравственных требований и не постигшие их глубины, стараются выносить моральные оценки не только отдельным взрослым, но и всему обществу взрослых. Эти оценки имеют две особенности.

Во-первых, они очень категоричны и резки, в них только да и нет. Во-вторых, они проводятся с позиций желаемого или идеального. Они еще не знают. насколько сложно устроено реальное общество, зато знают, как его надо переделать.

Подростки отталкиваются от некоего идеала, созданного воображением или позаимствованного из книг.

Эта способность подростков сравнивать то, что есть, с тем, что могло бы быть, превращает их в бунтарей-идеалистов. Сравнив возможное с реальным, они осознают, что действительность далека от идеалов, и немедленно становятся в позу негодующих критиков.

Взрослых они осуждают за то, что те не смогли за свою жизнь создать более достойного, более цивилизованного и гуманного общества.

Желание переделать мир по своему усмотрению, совершить революцию и бороться за социальную справедливость, видя в том особое свое предназначение, в психологии называется мессианским комплексом.

Он состоит в приписывании себе важной роли в спасении человечества и представляет собой детскую или возрастную болезнь становящегося духа, которой должны переболеть практически все – мальчики в больше степени, а девочки в меньшей.

Только не все рассказывают об этом либо не осознают, что приключилось.

С мессианским комплексом тесно связан так называемый подростковый синдром который, по мнению И.С.Кона, включает в себя:

а) недостаток историчности (<все, что происходило до нас, не имеет никакой ценности>),

б) максимализм (<все или ничего>),

в) негативизм (<все устроено плохо и его надо изменить>).

Революционный идеализм и мессианский комплекс, по его мнению, были присущи русской молодой интеллигенции как в период большевистской революции 1917 г., так и в эпоху демократических преобразований 1990-х годов.

Чаще всего мессианский комплекс не выходит за пределы словесных диспутов и споров с друзьями, но иногда выливается, как у молодых революционеров, в создание подпольной организации. Таким людям присущ политический идеализм и утопические иде-и перестройки общества.

В то же время, когда подростки увлекаются политическим идеализмом, они становятся защитниками угнетенных. Способность сочувствовать чужим страданиям появляется у юных именно потому, что в их собственных душах постоянно идет брожение.

Из-за своей психологической незащищенности под-ростки легко отождествляют себя со слабыми, бедными и угнетаемыми жертвами эгоистического общества. Таким образом, их восприятие социальной несправедливости отражает личную внутреннюю борьбу.

Только позднее, говорят психологи, уже в юности, молодые люди начинают связывать свои идеалы с конкретными действиями, соизмерять свои возможности, не парить в облаках. Они становятся более понимающими, терпимыми и полезными.

Подростки проходят через этап, когда они приписывают неограниченную силу своим мыслям. Отсюда мечты о блестящем будущем или об изменении мира с помощью идей.

Юноша становится взрослым, когда он поступает на настоящую работу. Именно тогда он превращается из идеалиста-реформа-тора в человека, стремящегося к реальным достижениям.

У многих, если не у большинства подростков понятие личности идентично понятию взрослости. Стать личность и стать взрослым для них, еще не разбирающихся во всех перипетиях этого явления, означает часто одно и то же.

Школьники-подростки, а тем более юноши и девушки тянутся к тем, кто обращается с ними, как со взрослыми. К сожалению, наша школа пока не дает им такой возможности. Традиции нашей школы ориентируют учителей обращаться со всеми школьниками как с детьми.

Тогда навыки общения со взрослыми старшие школьники получат за воротами своей школы. Именно здесь они приобретают и осознание своей собственной взрослости. Родители, в отличие от школьных наставников, тоньше чувствуют у своих детей психологию возмужания, а потому гибче реагируют на изменения в их поведении.

Однако реальные родители не могут преодолеть барьер своего собственного Super-Ego и поэтому вынуждены подходить к своим по-взрослевшим детям с позиций принятых в обществе стандартных стереотипов: это можно, а то нельзя.

Известный психоаналитик, дочь З.Фрейда Анна Фрейд, подробно исследовавшая становление взрослости у подростка в своей знамени-той книге “Психология “Я” и защитные механизмы” (1936), писала о том, что подростки исключительно эгоистичны.

Они считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса. Они убеждены, что горят желанием до конца отстаивать и бороться за свои идеалы и, в то же время, ни в один из последующих периодов своей жизни не отчаиваются на такую преданность и самопожертвование.

С од-ной стороны, подростки с энтузиазмом включатся в жизнь общества, а с другой – страстно стремятся к одиночеству. Они колеблются, подчеркивает Анна Фрейд, между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти.

Они эгоистичны и материалистичны, аскетичны и в то же время распущенны, они ведут себя то этично, то бесцеремонно. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.

Большинство подростков буквально раздирает огромной силы желание казаться взрослыми. Их возмущает все, что подчеркивает, будто они все еще остаются детьми.

Когда, например, подростка видят вечером в пятницу с мамочкой и папочкой, то чувство унижения, которое он переживает, порой становится не-выносимым. Самое любопытное, что ребенок в данной ситуации нс стыдится своих родителей, его смущает соотношение ролей: родители – малое дитя.

Подросток, как мы выяснили, разрывается между двумя мирами – миром детей и миром взрослых. По своему характеру, привычкам, неокрепшей нравственности и несформировавшемуся мировоззрению он еще, конечно же, ребенок, но по своим претензиям, часто очень взрослым суждениям, житейскому опыту, умению зарабатывать деньги он нередко выглядит как вполне взрослый человек.

А самое главное – взрослым он стремится казаться по своей жизненной интенции. Подросток это, пожалуй, единственная возрастная группа, которая больше других стремится попасть в другую категорию.

Взрослые не стремятся стать стариками, молодежь – взрослыми. Дети вполне довольны собой и наслаждаются безоблачным периодом. Но подросток тянется к самостоятельности и независимости.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)