Мессианский комплекс
Поскольку подростки хотят стать взрослыми, у них появляется стремление поскорее занять свое место в их сообществе, частично приняв их идеи, идеалы и способ выражения себя. Постепенно они начинают считать себя равными взрослым и судят их той же меркой, что и себя.
Они начинают вести <взрослые разговоры>, прежде всего на запретные темы, судить о правильности супружеских отношений, подразумевая родителей. Мальчики соревнуются в физической силе с отцами, стараясь побороть их на армрестлинге.
Возраст – то все, что можно сказать о себе с полной уверенностью.
Г.Е.Малкин
Вхождение в мир взрослых поначалу носит чисто подражательный характер. Юноши перенимают походку вразвалочку, манеру чертыхаться и сплевывать на пол, даже курить и пить водку <как взрослые>. Об игре в азартные игры и говорить нечего. Это самая распространенная форма времяпрепровождения, особенно в городских подвалах и подворотнях.
Юноши и девушки, только еще освоившие азы нравственных требований и не постигшие их глубины, стараются выносить моральные оценки не только отдельным взрослым, но и всему обществу взрослых. Эти оценки имеют две особенности.
Подростки отталкиваются от некоего идеала, созданного воображением или позаимствованного из книг.
Эта способность подростков сравнивать то, что есть, с тем, что могло бы быть, превращает их в бунтарей-идеалистов. Сравнив возможное с реальным, они осознают, что действительность далека от идеалов, и немедленно становятся в позу негодующих критиков.
Взрослых они осуждают за то, что те не смогли за свою жизнь создать более достойного, более цивилизованного и гуманного общества.
Желание переделать мир по своему усмотрению, совершить революцию и бороться за социальную справедливость, видя в том особое свое предназначение, в психологии называется мессианским комплексом.
Он состоит в приписывании себе важной роли в спасении человечества и представляет собой детскую или возрастную болезнь становящегося духа, которой должны переболеть практически все – мальчики в больше степени, а девочки в меньшей.
Только не все рассказывают об этом либо не осознают, что приключилось.
С мессианским комплексом тесно связан так называемый подростковый синдром который, по мнению И.С.Кона, включает в себя:
а) недостаток историчности (<все, что происходило до нас, не имеет никакой ценности>),
б) максимализм (<все или ничего>),
в) негативизм (<все устроено плохо и его надо изменить>).
Революционный идеализм и мессианский комплекс, по его мнению, были присущи русской молодой интеллигенции как в период большевистской революции 1917 г., так и в эпоху демократических преобразований 1990-х годов.
Чаще всего мессианский комплекс не выходит за пределы словесных диспутов и споров с друзьями, но иногда выливается, как у молодых революционеров, в создание подпольной организации. Таким людям присущ политический идеализм и утопические иде-и перестройки общества.
В то же время, когда подростки увлекаются политическим идеализмом, они становятся защитниками угнетенных. Способность сочувствовать чужим страданиям появляется у юных именно потому, что в их собственных душах постоянно идет брожение.
Из-за своей психологической незащищенности под-ростки легко отождествляют себя со слабыми, бедными и угнетаемыми жертвами эгоистического общества. Таким образом, их восприятие социальной несправедливости отражает личную внутреннюю борьбу.
Только позднее, говорят психологи, уже в юности, молодые люди начинают связывать свои идеалы с конкретными действиями, соизмерять свои возможности, не парить в облаках. Они становятся более понимающими, терпимыми и полезными.
Подростки проходят через этап, когда они приписывают неограниченную силу своим мыслям. Отсюда мечты о блестящем будущем или об изменении мира с помощью идей.
Юноша становится взрослым, когда он поступает на настоящую работу. Именно тогда он превращается из идеалиста-реформа-тора в человека, стремящегося к реальным достижениям.
У многих, если не у большинства подростков понятие личности идентично понятию взрослости. Стать личность и стать взрослым для них, еще не разбирающихся во всех перипетиях этого явления, означает часто одно и то же.
Школьники-подростки, а тем более юноши и девушки тянутся к тем, кто обращается с ними, как со взрослыми. К сожалению, наша школа пока не дает им такой возможности. Традиции нашей школы ориентируют учителей обращаться со всеми школьниками как с детьми.
Тогда навыки общения со взрослыми старшие школьники получат за воротами своей школы. Именно здесь они приобретают и осознание своей собственной взрослости. Родители, в отличие от школьных наставников, тоньше чувствуют у своих детей психологию возмужания, а потому гибче реагируют на изменения в их поведении.
Однако реальные родители не могут преодолеть барьер своего собственного Super-Ego и поэтому вынуждены подходить к своим по-взрослевшим детям с позиций принятых в обществе стандартных стереотипов: это можно, а то нельзя.
Известный психоаналитик, дочь З.Фрейда Анна Фрейд, подробно исследовавшая становление взрослости у подростка в своей знамени-той книге “Психология “Я” и защитные механизмы” (1936), писала о том, что подростки исключительно эгоистичны.
Они считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса. Они убеждены, что горят желанием до конца отстаивать и бороться за свои идеалы и, в то же время, ни в один из последующих периодов своей жизни не отчаиваются на такую преданность и самопожертвование.
С од-ной стороны, подростки с энтузиазмом включатся в жизнь общества, а с другой – страстно стремятся к одиночеству. Они колеблются, подчеркивает Анна Фрейд, между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти.
Большинство подростков буквально раздирает огромной силы желание казаться взрослыми. Их возмущает все, что подчеркивает, будто они все еще остаются детьми.
Когда, например, подростка видят вечером в пятницу с мамочкой и папочкой, то чувство унижения, которое он переживает, порой становится не-выносимым. Самое любопытное, что ребенок в данной ситуации нс стыдится своих родителей, его смущает соотношение ролей: родители – малое дитя.
Подросток, как мы выяснили, разрывается между двумя мирами – миром детей и миром взрослых. По своему характеру, привычкам, неокрепшей нравственности и несформировавшемуся мировоззрению он еще, конечно же, ребенок, но по своим претензиям, часто очень взрослым суждениям, житейскому опыту, умению зарабатывать деньги он нередко выглядит как вполне взрослый человек.
А самое главное – взрослым он стремится казаться по своей жизненной интенции. Подросток это, пожалуй, единственная возрастная группа, которая больше других стремится попасть в другую категорию.
Взрослые не стремятся стать стариками, молодежь – взрослыми. Дети вполне довольны собой и наслаждаются безоблачным периодом. Но подросток тянется к самостоятельности и независимости.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу