Механизмы реализации

Механизмами поддержки развития духовного сознания человека являются стимулы активности (духовная неудовлетворенность, интерес к саморазвитию и постижению Космического знания, законов Мироздания, осознание Бесконечности, оптимизм как осознание радости Бытия), методы саморазвития духовных качеств и способностей, освоение духовных ценностей, деятельностное участие в осуществлении движения к достижению Общего Блага с использованием вышеназванных качеств и способностей человека.

При этом человек одновременно продолжает постигать социальный мир, занимается поиском своей профессии для того, чтобы максимально творчески воплотить свои генетически заданные возможности в совершенствовании земного мира в созвучии с процессом Космической эволюции.

Развитие сознания ребенка осуществляется в процессе воспитания и обучения, как его составной части (подробнее в параграфе о модели «Центр креативного инсайта»). Реализация технологии педагогической поддержки развития сознания ребенка осуществляется с помощью механизмов: управленческие, мотивационные, деятельностные.

Управленческие механизмы характеризуют следующее обеспечение: организационно-управленческое (подбор кадров, организация системы повышения квалификации по данной проблеме, организация коллективного анализа деятельности), научно-методическое (анализ ситуации, разработка проекта, программы развития, плана конкретных действий, «проблематизация» и обучение коллектива), психолого-педагогическое (стимулирование создания разнообразных сообществ (коллективов), направленных на реализацию целей и задач развития сознания ребенка), материально-предметное (мебель, оборудованные помещения, оргтехника, информационное обеспечение и т.д.).

Если мы говорим о педагогической технологии, то носителями этих идей являются непосредственные участники: учителя и руководители образовательного учреждения. Эта команда – катализатор, идейный вдохновитель и организатор данного процесса. Но без соответствующих условий эти идеи могут быть не реализованы. Поэтому существует предэтап постепенного накопления элементов для формирования и развития концепта.

Интересно
Началом осуществления технологии педагогической поддержки ребенка в развитии его сознания в школе выступают: новые идеи, привнесенные извне или выращенные в данном сообществе в соответствии с особенностями данной системы; группа единомышленников (носителей этих идей), способная к саморазвитию и привлечению (мотивации) других участников педагогического процесса к инновационной деятельности.

К мотивационным механизмам относятся: ценностные ориентации, интересы, готовность к преобразованиям. Поддержка развития сознания человека связано с мотивацией, которая определяется приведением в соответствие параметров внутренних мотивов личности и ее ожиданий развития. Качество и интенсивность данного процесса зависит от ценностных ориентаций, актуального интереса, системы мотивов действия, выбора, намерений, целей личностей, представленных в конкретной деятельности, а также насущности самого явления для личности и готовности к участию в его развитии.

Личность воспринимает чужие мотивы, исходя из своих собственных переживаний, или типизации имеющихся в данном социуме смыслов. Поэтому построение коммуникации с целью развития нового явления осуществляется через прояснение смыслов и практическое участие каждого в интерактивном взаимодействии.

Развитие сознания человека осуществляется под воздействием идей и ценностей духовного уровня, общества данной страны, региона и конкретного социума, имеющего свои природные, этнические, духовно-нравственные, социально-экономические особенности, особенностей конкретного человека.

Для обоснования мотивационных механизмов была использована психологическая концепция активности личности В.А. Петровского, которая позволила сделать выводы, что, с одной стороны, служит основанием формирования внутренней активности личности как важнейшего фактора ее самосовершенствования, с другой стороны, формируется при условии внешней активности личности в процессе взаимодействия (сотрудничества и сотворчества).

Исходным является представление об активности как движении, характеризующем деятельность. При этом активным может быть назван не всякий процесс, а лишь такой, само существование которого находится в прямой зависимости от субъекта. Это – процессы «запуска» деятельности, ее осуществления, контроля над ее динамикой и т.д. Активность, следовательно, может быть определена как совокупность обусловленных индивидом моментов движения деятельности.

Возникновение активности можно охарактеризовать моментом запуска стимулов. Для их определения мы опирались на принцип полидисциплинарности, т.е. использование не только педагогических, но и пограничных с педагогикой понятий (психологических, философских). Стимулы активности включают неудовлетворенность (неудовлетворенность своим бытием, личностными качествами, окружающей средой), что определяет возникновение потребностей; качественные характеристики и способности человека; мотивы личности.

Новые мотивы, возникшие в результате неудовлетворенности личности, основанные на новых идеях и ценностях, порождают новую цель деятельности, при этом они вступают во взаимодействие с теми личностными характеристиками человека и его способностями, которые стимулируют процесс возникновения активности.

Неудовлетворенность влияет на возникновение мотивов, затем мотивы, подталкиваемые соответствующими личностными способностями и качествами человека, высвобождают внутренне сконцентрированную энергию личности, превращая ее активность во внешнюю деятельность.

Степень «взрыва» (проявление активности во внешней деятельности), зависит от степени неудовлетворенности, а также таких качеств личности, как оптимизм, усердие, эмпатия, спокойствие, воля, прежде всего, тех способностей, которые обеспечивают успешность осуществляемой деятельности. Конструктивная неудовлетворенность возникает в момент проявления личностью интереса к новому и осознанием того, что ей этого недостает.

С субъектной позиции личность может быть неудовлетворенной:

  • своими взглядами, духовно-нравственным, идейно-ценностным уровнем, духовно-нравственными качествами;
  • уровнем своей интеллектуальной подготовленности (познавательными возможностями, интеллектуальными способностями);
  • на физическом уровне – состоянием здоровья, внешними характеристиками личности (физическое отставание в развитии, уродство или несоответствие с его точки зрения состояние его тела, лица), индивидуальными особенностями (повышенная эмоциональность, обидчивость, леность и т.д.), своими поступками и качеством своей деятельности.

С объектной позиции личность может быть неудовлетворенной:

  • идеями и ценностями, транслируемыми в данном сообществе;
  • качеством образования (интеллектуальным потенциалом учительства, используемыми технологиями и методиками обучения, воспитания и развития личности);
  • формами и методами работы, видами деятельности, отношениями в данной среде.

Проблема перевода деструктивной неудовлетворенности в конструктивную является педагогической проблемой. Педагогическая поддержка ребенка предполагает оказание поддержки ребенку в осмыслении своей неудовлетворенности, выявление причин ее породивших, осознание этой проблемы и поиск способов переноса деструктивной неудовлетворенности, основанной на отрицательных эмоциях (гнев, обида, страх, стыд и др.) в конструктивную.

Важнейшим шагом в преодолении негативного неудовлетворенного состояния является поиск новых смыслов, находящихся вне ребенка. Педагог может помочь ребенку расширить его представления о мире, предложить деятельность, в которой он будет успешен.

У ребенка многие проблемы возникают тогда, когда он испытывает внутреннюю неудовлетворенность в бытийном дефиците любви, тепла, внимания, поддержки и защиты со стороны близких. Родители из-за занятости на работе или собственными проблемами подменяют духовные и душевные связи с ребенком материальными объектами (подарками, престижными экскурсионными путевками и т.д.).

Другие подчеркивают постоянно исключительность своего чада по сравнению с другими, тем самым развивают у него неадекватную самооценку, ведущую к интолерантности. Третьи пребывают сами в постоянной депрессии и втягивают своего ребенка в состояние пессимизма и уныния. Четвертые ведут аморальный образ жизни, внедряют в сознание ребенка свои безнравственные идеи, совершают соответствующие поступки.

Накоплен достаточно большой опыт поддержки ребенка, неудовлетворенному своим положением в среде подростков, стремящемуся к социальному признанию, к интеллектуальному или физическому развитию. Если он осознает свою проблему, ему нужно только помочь выбрать средства для ее преодоления, создать соответствующие условия.

Опасность современного периода заключается в том, что увеличилось количество подростков и юношей инфантильных, но с большими амбициями, нигилистическим взглядом на мир, пренебрежительно или с ненавистью относящихся к другим людям по социальному, этническому или конфессиональному признаку. Такое неконструктивное неудовлетворенное состояние может привести подростка к антисоциальным поступкам.

Если это связано с проблемами в духовной сфере подростка, то одним из путей может быть использование метода «зеркального отражения», т.е. воздействовать на восприятие мира подростка путем завуалированной демонстрации фактов и судеб подобных ему людей, при этом опираясь на потребностные сферы его личностных притязаний.

Одновременно можно включить его в те виды деятельности, где он мог бы испытать радость от доброго поступка, помощи однокласснику, учителю, животным, деревьям и т.д. Если это связано с дефицитом любви в семье, то педагог может создать такую культурную среду, где ему стало бы уютно. Это и «дружеские посиделки», душевные беседы, доброе внимание со стороны учителя, сверстников.

Как восстановить у ребенка оптимистический взгляд на мир? Прежде всего учитель сам должен быть оптимистом, иначе его потуги продемонстрировать радость жизни будут выглядеть неискренними и пошлыми. Видение перспектив, ощущение красоты мира и его многообразия, увлеченность, полнота ощущений своего бытия, стремление к открытиям, развитие различительных способностей (осознание многогранности каждого явления и процесса, способствуют развитию интеллектуальной, эстетической и этической культуры личности) характеризуют человека-оптимиста. Именно эти качества должен развивать педагог у детей-пессимистов.

Если конструктивная неудовлетворенность – творческий процесс, значит он присущ личности, которая обладает внутренней свободой (т.к. творчество – это проявление внутренней свободы во внешних проявлениях, например, в деятельности). Стремление человека к самоосуществлению – есть творческий, свободный акт (С.И. Гессен), который помогает личности сформировать свою индивидуальность, т.е. «быть самим собой» и стремиться к высшему, своему идеалу.

О.С. Газман, развивая педагогическую теорию саморазвития свободоспособности личности, говорит, что современная культурная парадигма в образовании направлена как раз на развитие индивидуальности, т.е. необходим процесс индивидуализации (деятельность педагога и самого учащегося по поддержке индивидуальных особенностей, заложенных в ребенке от природы или в его индивидуальном социальном опыте). Поэтому поддержание конструктивной неудовлетворенности ребенка направлено на развитие его способности к самоопределению и саморазвитию.

Духовная неудовлетворенность, возникшая в подростковом возрасте, затем настигает вновь в возрасте 26-28 лет. И так на протяжении всей жизни человека, если он не осознал пути духовного устремления, периодически испытывает чувство неудовлетворенности или «духовного голода», как изначальной человеческой потребности к духовному самосовершенствованию, глубинному открытию себя. Поэтому человеку нужно помочь, поддержать его в этом устремлении, необходимо разрабатывать технологию открытия себя, своих потенциальных возможностей, созвучных Космосу.

Итак, неудовлетворенность является изначальным моментом (в т.ч. одним из стимулов) запуска механизма действия стимулов активности, перевода ее из внутреннего во внешнее проявление, в определенную деятельность.

Активность личности или группы как средства развития сознания ребенка в рамках образовательного учреждения возможно при условии лидирующей роли команды педагогов в контакте с родительским активом и учащимися, которые выступают той силой, которая помогает в реализации новых идей по развитию сознания воспитанников.

К деятельностным механизмам относятся использование методов деятельности в воспитании. Ключевыми методами педагогической поддержки детей являются следующие методы. Метод сотрудничества (организация совместной деятельности, в которой подросток, имеющий деструктивную неудовлетворенность, мог бы быть успешным и проявить свои лучшие качества), метод сочувствия (создание эмоционально насыщенного пространства, личностно значимого для ребенка, например, помощь бездомным животным и обсуждение этой проблемы с ребятами), метод сотворчества (помочь ребенку увидеть прекрасное, участвовать в совместной творческой деятельности). В последующих главах будут раскрыты методы развития сознания ребенка через развитие его энергетических качеств.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)