Механизмы развития педагогической поддержки ребенка в развитии его сознания

Педагогическая поддержка необходима ребенку в процессе социализации и духовного самосовершенствования. Механизмами самореализации выступают процессы самопознания и творчества, которые также нуждаются в педагогической поддержке. Самопознание и творчество – это и сферы, обеспечивающие активность процесса самореализации. Рассмотрим аспект самопознания.

Самопознание – объективный психический процесс познания человеком самого себя, своих внешних и внутренних характеристик, особенностей своего взаимодействия с самим собой, с внешним миром и другими людьми. Самопознание является когнитивной составляющей самосознания личности, связанной с переживаниями и эмоционально-ценностным отношением к себе.

Подробный анализ теоретических и экспериментальных исследований позволяет утверждать, что самопознание личности может активизироваться в условиях интроспективного уединения (В. Вундт, Н.Я. Грот, Т. Липис, Э. Цветков и др.); общения, включая аутокоммуникацию (Б.Г. Ананьев, А.Л. Бодалев, Л.II. Гримак и др.); активной предметной, творческой, когнитивной деятельности и социального взаимодействия (Л. Пфендер, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин и др.).

Необходимыми условиями активизации самопознания, по мнению большинства практико-ориентированных авторов (А.В. Мудрик, Б.М. Мастеров, И.С. Кон, В.А. Петровский, Г.А. Цукерман и др.) являются: наличие интереса к себе как индивиду, определенный уровень интеллектуального и рефлексивного развития, самопринятие.

Анализ философской литературы позволяет вычленить следующие функции самопознания в жизнедеятельности человека:

  • самопознание как средство познания мира;
  • самопознание как средство самосовершенствования;
  • самопознание как условие адаптации к окружающему миру;
  • самопознание как самоценная форма активности («самосозерцание»);
  • самопознание («самоуглубление») как способ «ухода», защиты от мирских проблем.

Философы и психологи считают кризис (противоречие) главным механизмом развития и саморазвития. Самопознание, в силу своей специфической двойственности, может служить условием, провоцирующим возникновение кризиса (проблемы). Одновременно самопознание является необходимым механизмом, обеспечивающим оптимальное и самостоятельное решение человеком значимых для него проблем. Важнейшим условием оптимального выхода личности из кризиса является направленность самопознания на положительное самоотношение.

Являясь этапом концентрации кризисных изменении по всех сферах личности, отрочество становится сензитивным периодом активизации процесса самопознания. Особенности подросткового возраста: развитие самосознания и мотивационной сферы, изменение образа тела, расширение интеллектуальных способностей, конфликтность и ролевая дезадаптированность, противоречивость ценностных ориентации и другие обусловливают возникновение устойчивой потребности к самопознанию.

Обобщая исследования Л.С. Выготского, В.И. Землянухина, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и педагогические наблюдения, среди особенностей подросткового самопознания можно выделить ряд противоречивых черт:

  • актуальность потребности в познании самого себя при недостаточном владении способами и средствами самопознания;
  • расширение интеллектуальных возможностей для получения большего объема информации о себе при отсутствии умения критического ее отбора;
  • тяга подростка к общению со значимыми для информации о себе людьми и частое неприятие его референтной группой: острота протекания внутриличностных и межличностных проблем и вялая рефлексивость самопознания, самооценки. Эти и другие противоречия обусловливают востребованность педагогически грамотной помощи подросткам со стороны взрослых (Т.А. Мерцалова).

Педагогическое сопровождение самопознания школьников реализует четыре функции:

  1. Мотивационная функция: помощь подростку в осознании потребности в самопознании, развитие этой потребности, ориентация мотивационной сферы самопознания школьника на цели самореализации.
  2. Информационная функция: трансляция школьнику необходимых ему знании о человеке, о мире, о Космосе и системе взаимодействия с ними с акцентом на соотнесенность полученных знании с собой; адаптация этой информации для адекватного восприятия ее подростком.
  3. Технологическая функция: предоставление школьникам технических и дидактических средств самопознания, обучение методикам их выбора и использования, формирование у подростков умений и навыков необходимых для адекватного самопознания.
  4. Реабилитационная функция: выявление необходимости помощи подростку в процессе самопознания; оказание помощи в устранении негативных последствий самопознания: обучение школьника навыкам саморегуляции и самореабилитации (совокупность способов и форм восстановления энергетического баланса организма, психического равновесия, эмоциональной стабильности); создании атмосферы помощи и поддержки.

Педагогическое обеспечение самопознания школьников определяется как личностно-ориентированная педагогическая технология, представляющая собой систему методик педагогической поддержки, направленных на оптимальное и максимально естественное осуществление ребенком познания себя, способствующего свободному и самостоятельному развитию его личности.

Цель педагогического обеспечения самопознания – оказание педагогической поддержки и, тем самым, создание условий для осознания и реализации школьником потребности в познании самого себя.

Следующий механизм педагогической поддержки – педагогическое сопровождение процесса развития творчества личности. А это в результате становится сотворчеством педагога и ребенка.

Если мы говорим о помощи ребенку в процессе его развития и саморазвития, то тогда сущность педагогической поддержки заключается в сопровождении процесса сотрудничества и сотворчества педагогов и воспитанников, позволяющего каждому из участников в процессе взаимодействия самореализоваться, раскрыть свои возможности, развить свои способности.

Совместная работа педагога и воспитанников может протекать на трех уровнях: выполнение заданий по поручению педагога или лидеров детского коллектива, затем на уровне сотрудничества (коллективная деятельность на основе общих интересов, совместно принятых целей, ожидаемых результатов, способов работы). Высшим уровнем взаимодействия является сотворчество.

Термин «сотворчество» имеет две смысловые части – приставку «со» (означающую общее совместное участие в чем-нибудь) и самостоятельное понятие «творчество», которое в своем определении имеет ключевые слова – «деятельность», «общение» и «мышление».

Потребность в творчестве присуща только человеку, обладающему необходимым интеллектуальным потенциалом, знаниями, умениями, навыками преобразующей деятельности, направленностью и волей. Творчество существует везде и всегда, где человек воображает, комбинирует и создает что-либо новое, писал Л.С. Выготский. Процесс становления личности, в ходе которого индивид усваивает, перерабатывает и по-своему воспроизводит опыт, ценности, нормы, отношения, проявляя собственную субъектную позицию, определяется как индивидуализация.

Одной из разновидностей направленности личности, пишет С.В. Евтушенко, является креативность, – буквально «творческость» – творческая направленность, формируемая при определенных условиях на основе развития мировоззрения, духовных ценностей, творческих способностей, делающая человека пионером науки, искусства, техники, лидером.

Креативность является мощным фактором индивидуализации, определяет развитие субъектной позиции, характеризующейся такими чертами, как увлеченность и целеустремленность, самостоятельность и стремление разделить творческий успех, принести пользу людям, ответственность и инициативность, стремление к сотрудничеству и чувство общности, желание и готовность привлечь и повести за собой сверстников.

Проблеме сотворчества посвящены труды Е.Н. Ильина, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, В.М. Позднякова, Е.С. Полат, Ю.В. Сенько и др. Идеи и концепции познавательной, творческой активности, самостоятельности субъектов образовательной деятельности раскрыты в работах Г.С. Батищева, Д.Б. Богоявленской, П.Я. Гальперина, Р.М. Грановской, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, П.И. Пидкасистого, Н.А. Половниковой, Н.И. Рейнвальда, Т.И. Шамовой и др.

Проблема сотворчества субъектов образовательного процесса рассматривается в контексте проблематики коллективной деятельности, осуществления совместной проектировочной деятельности педагога и обучающихся, средств коммуникации, методик активизации творческой деятельности.

Творческому взаимодействию субъектов образовательной деятельности свойственны такие признаки как: гуманистический, со-бытийный, со-труднический, со-причастностный, понимающий характер. Поэтому можно выделить основные компоненты сотворчества как деятельности: сотрудничество (совместный труд, работа), событие (субъект-субъектные взаимоотношения, принятие общих идей и ценностей, взаимосвязь разных субкультур), со-чувствие (эмпатия).

Факторами сотворчества выступают: наличие творческих способностей у педагога и их формирование у воспитанника, наличие творческой идеи, цели деятельности и ожидаемого результата, смыслотворчество, творческая активность участников взаимодействия и т.п. Сотворчество формируется при условии внутренней и внешней активности личности в процессе взаимодействия с другими и социумом.

Человек, стремящийся к саморазвитию, оказывает влияние на актуализацию потребности в самодвижении у другого в процессе их совместной деятельности. Педагог в процессе сотворчества как феномен межличностного взаимодействия будет оказывать непосредственное влияние на формирование духовного самосовершенствования воспитанника и его успешного развития в процессе самореализации.

Ребенок самореализуется постоянно, однако каждый возрастной период имеет свою специфику. У младших школьников самореализация связана с успешным выполнением разовых поручений, материализацией сиюминутных творческих и трудовых замыслов на нравственной основе. У подростков – с успехами в межличностных отношениях со сверстниками, поиска своей индивидуальности, своего сущностного Я. У старшеклассников – с выбором профессионального и жизненного пути, в соответствии с духовными ценностями.

Механизмами педагогической поддержки ребенка выступают как меры, направленные на процесс развития, саморазвития и самосовершенствования, так и меры помощи в решении трудных ситуаций и проблем, мешающих процессу развития человека.

Практическая деятельность педагога (классного руководителя) по осуществлению педагогической поддержки в случаях физического, психического насилия, моральной жестокости осуществляется в виде прямой педагогической защиты ребенка: немедленное прекращение негативных действий, привлечение компетентных органов, направление ребенка к психологу, в медкабинет, медику-специалисту.

Превентивными мерами можно считать привлечение родителей ребенка в значимую деятельность класса, просвещение в правовых вопросах, классные мероприятия с целью создание психологически комфортной обстановки. Педагогическая поддержка осуществляется, когда ребенок сам не может вычленить свои проблемы или имеющаяся проблема не может быть разрешена объективно (например, уродство ребенка).

Роль педагога заключается в первом случае в том, чтобы помочь ребенку увидеть свои проблему, найти и осознать ее причину, найти способы или создать условия для ее разрешения; во втором случае – научить ребенка «жить с ней», переместить ее на менее значимый уровень, тем самым создать условия для актуализации иных потребностей, а может быть, найти другую проблему, являющуюся причиной неразрешенности данной. Осмысление ребенком возникшего отрицательного или нового опыта помогает ему развивать себя.

Педагогическая поддержка осуществляется педагогом, например, путем проведения индивидуальной рефлексивно-терапевтической беседы, которая во многом опирается на психотерапевтический метод К. Роджерса. Таким образом, педагогическая поддержка выступает системой педагогических действий по прекращению отрицательных внешних воздействий на личность и решению возникших в связи с этим проблем.

Педагогическая поддержка – это совместный поиск воспитателем и воспитанником конкретных путей, ведущих к переосмыслению ситуации и достижению положения, при котором отпадает необходимость во внешней помощи. Обычно это связано с выходом на принятие ребенком нового в своей Я-концепции. Так осуществляется дальнейшее развитие личности.

Отсюда вытекает и задача педагога не давать конкретных рецептов, как защититься, не закрывать ребенка собой от всех невзгод и трудностей, во всех жизненных ситуациях, создавая комфортную «питательную среду», а раскрыть перед воспитанником «веер» потенциальных способов защиты, которые могут использоваться в любой ситуации, а затем помочь выбрать самому один правильный, свойственный данному ребенку в данной ситуации.

Превентивная педагогическая поддержка предполагает создание атмосферы защищенности в коллективе, ситуаций, ведущих к изменению положения ребенка в детской среде, что исключает в дальнейшем возникновение проблемы угрозы от сверстников, а, следовательно, и саму проблему защиты. Однако целью деятельности педагога должно стать не только поддержка ребенка и его интересов, но и развитие его способности к самозащите.

Алгоритм деятельности педагога, опирающегося на педагогическую поддержку в своей работе, можно представить следующим образом.

1. Диагностический этап:

  1. Анализ исходной ситуации: определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка; определение ее достоверности; выявление породивших ее причин;  постановка проблемы; определение степени переживаемости и осознанности проблемы ребенком, т.е. ее актуальности для него; готовность или неготовность ребенка к решению проблемы.
  2. Постановка задач педагогической поддержки.
  3. Определение своей компетенции в оказании помощи или круга лиц, способных ее оказать.
  4. Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание условий для актуализации проблемы для ребенка.
  5. Построение гипотезы решения трудной ситуации.
  6. Определение способов педагогической поддержки (прямой, превентивной и т.д.).
  7. Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им способов.
  8. Анализ результатов выхода из проблемы.
  9. Оценка собственной деятельности.
  10. Актуализация логики поиска самостоятельного решения проблемы для ребенка.
  11. Осуществление контроля за состоянием ребенка, его развитием.

Основными функциями педагогической поддержки являются:

  • развивающая (оказание помощи в социальном развитии и духовном самосовершенствовании);
  • стабилизирующая (остановка негативных переживаний, ухудшения физического и психического состояния здоровья);
  • корректирующая (деятельность, направленная на оказание помощи и поддержки).

Итак, механизмами педагогической поддержки являются: процесс самопознания, сотворчества (творческое общение и деятельность), которые направлены на социальное развитие и духовное самосовершенствование ребенка, способы обеспечения защищенности ребенка в процессе преодоления жизненных препятствий.

Методы и формы педагогической поддержки будут раскрыты в последующих главах как методы и формы развития сознания человека, так как имеют общее ценностно-целевое основание.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)