Направления деятельности по развитию сознания ребенка

Воспитание ребенка должно начинаться еще до его рождения. Оно предполагает как самосовершенствование матери в ее ценностных устремлениях, качествах и чувствах, так и оказание определенного духовного, психологического и физического влияния на внутриутробное состояние ребенка, которого она вынашивает.

Физическое воспитание представляет собой, с точки зрения нового воспитания, целенаправленное влияние по созданию условий для ребенка возможностей для формирования у него способностей всестороннего и методичного развития всех частей организма, двигательной активности, контроля и дисциплины за поддержанием организма в хорошем состоянии, оздоровления возникших или появляющихся физических проблем.

Тело надо рассматривать как материальную (физическую) энергию, воспитание которого связано с правильным питанием, осанкой, личной гигиеной, обеспеченностью теплом (одежда, помещение), психологической защищенностью, адекватной сексуальностью, психофизическим здоровьем, что обеспечивает возможности для успешного процесса развития и саморазвития человека в течение данной жизни. Задача педагога – помочь ребенку овладеть своим телом, возможностями его позитивного изменения, самостроительства.

Интересно
Воспитатель должен ориентироваться на то, что здоровый организм руководствуется присущим ему инстинктом, который безошибочно подсказывает ему, что для него является вредным. Нужно привить вкус к пище простой и здоровой, питательной и возбуждающей аппетит. Надо помнить, что пища нужна для поддержания жизнедеятельности организма в должном состоянии.

Необходимо воспитывать потребность в ежедневной, методичной и регулярной физической тренировки, чтобы обеспечить нормальную работу и равномерный рост его мышечной системы, при этом особое внимание следует уделять разработке подвижности суставов и позвоночника. Должно быть предусмотрено необходимое и достаточное время для сна, а также отдыха и расслабления в период бодрствования для успокоения и уравновешивания нервной системы.

Необходимо поддерживать в ребенке стремление стать красивым человеком как естественной потребности человека к гармонии. Для этого человек должен научиться отделять свое индивидуальное сознание от физического тела. Сознание, обладающее силой и активностью, применяющее волю разума, может воздействовать на улучшение тех частей физического тела, которые мешаю процессу развития и саморазвития человека. Возможности зависят от уровня развития сознания.

Поддержание тела в нормальном состоянии требует выполнения правил, выработки положительных привычек, дисциплины, способности к преодолению трудностей, энергичности, что необходимо для иных социальных качеств и культурных способностей личности.

В процессе физического воспитания дети учатся совместно играть, сотрудничать, чувствовать другого, сопереживать и т.д. Поэтому физическое воспитание является основой для успешного развития социального и духовного сознания человека (ребенка). Физическое воспитание должно начинаться с момента появления человека на свет и продолжаться до конца жизни. Никогда не рано начать его и никогда не поздно продолжить.

Физическое воспитание должно осуществляться в трех основных направлениях:

  • контроль за состоянием организма и осознанию ребенком разумной дисциплины;
  • всестороннее и гармоничное развитие всех частей организма и его двигательной активности;
  • исправление возможных отклонений физического состояния здоровья.

Целенаправленное управление физическим телом нужно для того, чтобы оно стало гибким и сильным. Это необходимо в качестве инструмента и условия развития сознания, потому что физически здоровому человеку гораздо легче осуществлять любую деятельность, направленную на развитие духовных и энергетических качеств и способностей, обеспечивающих развитие сознания.

Социокультурное (эмоционально-чувственное или витальное) воспитание – это целенаправленное создание условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, гендерных, нравственных (в данном контексте нравственные способности рассматриваются от слова «нравы», т.е. усвоение норм и ценностей данного общества) и иных социальных способностей.

Успешность социокультурного воспитания помогает развить качества, которые рождают поступки и поведение, и, в конечном счете, формируют характер человека. Чем больше социокультурных способностей и качеств приобретет ребенок, тем больше у него возможностей для успешной социальной интеграции и духовного самосовершенствования, развития духовного сознания.

Витальные (социокультурные) функции человека в основном работают адекватно, но направлены чаще всего на удовлетворение собственных нужд, своей самости. Если они не удовлетворены, то начинают упорствовать, тем самым теряя психическую энергию. В результате могут возникать депрессивные состояния, разочарованность.

Поэтому важно оставаться внутренне в равновесном состоянии, в покое. Через короткое время возникает новое решение, которое позволит сохранить энергию и волевым решением усилить ее. Развитие таких качеств как мужество и стойкость позволит укрепить и развить волю человека.

Витальное воспитание состоит из двух разделов, различных по своим целям и методам. Первый – это развитие органов чувств и умение ими пользоваться. Способность пользоваться своими положительными чувствами и ощущениями позволит предотвратить возникновение множества дурных привычек и не допустить вредных влияний.

Родители и педагоги должны научить ребенка способам внимательного отношения к своим побуждениям и своей реакцией на происходящее, определять их подлинные причины (например, самость в виде гордыни) и сопровождающие негативные эмоции в процессе рефлексии, отмечающим свои желания, вспышки гнева и страсти, проявления инстинкта собственничества и т.д.

Самомнение и саможаление как проявление самости углубляют раздражение, которое как негативная эмоция может поселиться в поверхностном сознании, так и проникнуть вглубь, нарушая состояние духовного сознания, необходимо обеспечить самозащиту от воздействия всех видов низших эмоций.

Сильное воздействие отрицательных эмоций может произойти в тот момент, когда человек ослаблен или расслаблен психологически, испытывает к себе жалость или чрезмерно возвеличивает свою самость. Необходимо стремиться всегда адекватно относиться к своей личности, отделяя ее от сущностного проявления своей индивидуальности. Человек должен быть всегда готов к энергетической атаке извне, часто они приходят от близких людей, от которых мы этого не ожидаем.

Каждому человеку, живущему на Земле, свойственны вспышки негативных эмоций. Поэтому любому человеку нужна помощь в обеспечении защитой и способами самозащиты от разрушительного воздействия извне и от самого себя. Особенно это важно начинать с детских лет. В этом может помочь педагог.

Второй раздел включает в себя воспитание характера: его изучение, понимание и умение управлять им, его совершенствованию преобразованию, а именно: прививать ребенку чувство прекрасного, эстетический вкус, эстетические способности (видеть и усваивать красивое и гармоничное), что станет впоследствии для молодого человека надежной защитой от негативных влияний, свойственных нынешнему состоянию масс-культуры.

Умственное (ментальное) воспитание – это целенаправленный процесс по развитию интеллектуальных способностей и познавательной активности ребенка с целью формирования созидательного и творческого ума, контролирующего свои действия и поступки, стремящегося к самореализации своих потенциальных возможностей и новых способностей.

Первая программа – воспитание ума предполагается начинать с мотивации к учению, поиска интересов ребенка к познанию и интеллектуальному развитию, что поможет в развитии силы концентрации, внимания ребенка. Для этого можно использовать игры на внимание, подкрепляемые вознаграждением за усердие и хорошие результаты. Особое внимание здесь следует уделить развитию понятливости (хорошо знаешь именно то, что один раз хорошо понял).

Второй программой является расширение кругозора и познавательной активности детей, развития способности к участию в постоянно усложняющейся умственной деятельности, к рефлексии, а также аналитических, обобщающих, различительных и иных интеллектуальных способностей.

Важно обеспечит процесс систематизации полученных знаний, упорядочиванию даже противоречивых суждений, находя более высокую идею, примиряющую их. Чтобы сохранить положительные качества ума, необходимо непрерывно развивать и совершенствовать свои умственные способности, пересматривать ранее усвоенные представления в свете вновь полученных знаний, расширять их пределы, чтобы иметь возможность усвоить новые понятия и т.д.

Третья программа нацелена на систематизацию полученных знаний, подчинение их возвышенному идеалу, включение их в комплекс мыслей, связанных с профессиональным интересом ребенка. При этом – умение контролировать свою умственную деятельность, соизмеряя со своим идеалом, удаляя все низменные мысли, тем самым, подчиняя ум своей воли. Важно также развитие способности сохранять безмолвие ума, полный его покой, а также ментальной восприимчивости.

В ребенке важно пробудить интерес к познанию жизни, работе со знаниями, развивать его интеллект, научить его использовать этот инструмент познания с максимальной эффективностью. Работа с нашим разумом должна быть направлена на возвышенное устремление к поиску Истин, связанных с идеей Всеобщего Блага, эволюционного развития человечества и его процветания.

Критериями становятся высшие духовные чувства и, в соответствии с ними, поступки. Все они взаимосвязаны. Поступки определяются мыслями и чувствами, а также возможностями тела (здоровье, физическая сила, их гармоничность). В свою очередь, развитие чувств зависит от мыслей, поступков и состояния тела.

Каждая из этих составляющих может стремиться к обособленному развитию, но это несет ухудшение процесса развития сознания, например, некоторые бодибилдеры или «качки» (развитие тела), или безнравственные интеллектуалы (развитие разума), или религиозные фанатики (развитие чувств). В редких случаях может привести к духовному просветлению и расширению сознания (великие старцы).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)