Материально-техническая база и экономическая подсистема СМИ

Материальной основой средств массовой информации является их техническая подсистема, которая представляет собой совокупность и единство технологических процессов, природных и других материальных ресурсов и технических средств, необходимых для осуществления информационной деятельности.

Научно-технический прогресс создает возможность активного обновления материально-технической базы печати, телевидения, радио, информационных агентств для более эффективного использования ее в массовой информационной деятельности. Однако эта база во многом устарела и нуждается в значительном обновлении.

Экономическая подсистема СМИ

Экономический механизм в системе средств массовой информации пока действует так, что информационное производство становится часто невыгодным делом. К тому же в финансовом отношении нередко оно мало зависит от читателя и тем более от телезрителя и радиослушателя.

Бюджетное финансирование, реклама, госдотации — такова экономическая база многих органов массовой информации.

Вместе с тем аудиторный экономический фактор начинает действовать, и он, согласно мировому опыту, со временем станет ведущим в экономическом механизме системы средств массовой информации России.

Этому в значительной степени будет способствовать дальнейшее развитие информационного рынка, в том числе его компонентов:

  • обращения информационного товара;
  • спроса и предложения;
  • конкуренции между производителями;
  • рекламы и сбыта информационной продукции;
  • информационного маркетинга как научно обоснованной системы анализа и учета требований аудитории.

Этому коренным образом будет содействовать развитие различных форм собственности, в том числе частной, кооперативной, смешанной и др.

Сколь высоким уровнем свободы журналист (или группа журналистов редакция и т. д.) ни располагал бы в социально-творческом сфере, практическая реализация этой свободы возможна только при наличии экономических (финансовых, технических, материальных) условий, достаточных, чтобы наладить выпуск СМИ, его распространение и завоевание своего места на «рынке информации», сохранения и упрочения позиций в сфере функционирования массовой информации у себя в стране и желательно за рубежом.

Интересно
Уже на начальном этапе, при подготовке к выпуску газеты или журнала, организации теле- или радиостанции, создании агентсткой службы информации, нужны значительные «стартовые» затраты: на помещение, оборудование, аренду каналов связи, зарплату сотрудникам, рекламно-осведомительную деятельность и т. д. Поэтому учредитель СМИ должен располагать соответствующими средствами и возможностями сам либо иметь доступ к источникам получения кредитов (что возможно, если учредитель пользуется экономическим и политическим доверием в финансовых учреждениях).

Если у организации или частного лица, намеревающегося учредить какое-то СМИ нет ни собственных средств, ни возможностей получить кредит, возникает проблема поиска «состоятельного» соучредителя или спонсора (от англ. sponsor — попечитель, устроитель, финансирующий из материальных, идейных, рекламных побуждений или же оказывающий бескорыстную поддержку; характерно одно из значений слова — крестный отец).

В условиях рыночной экономики СМИ может выжить лишь тогда, когда его доходы превышают расходы. Источников дохода у СМИ несколько. Первым источником следует назвать плату за получение информации потребителем (подписка, абонементная плата, покупка). Однако этих средств не хватает на покрытие расходов СМИ, поскольку в условиях роста цен на все необходимое для выпуска СМИ и снижения платы за «информационный продукт» в условиях конкурентной борьбы за читателя, слушателя, зрителя.

В этих условиях становится обычной практика продажи ниже стоимости и даже бесплатного выпуска газет, радио- и телепрограмм. Решающее значение приобретает доход от размещения рекламы: плата за нее от рекламодателей составляет 40—80 % источни-ков дохода СМИ, а для бесплатных СМИ — все необходимые для выпуска СМИ, если нет других источников дохода. Если платы за информацию и доходов от рекламы не хватает, приходится прибегать к субсидиям. Субсидировать СМИ могут учредители, спонсоры, государство.

Вообще государство располагает большими возможностями в экономическом обеспечении функционирования журналистики.  Сюда относится и налоговая политика, и распределение государственной рекламы, и применение льготных тарифов на покупку расходуемых материалов, на услуги транспорта и связи и другие виды скрытого субсидирования от лица государства.

Серьезными инструментами влияния на экономическое положение СМИ располагают предпринимательские круги. Кроме рекламы и оплаты по распространению текстов служб public relation, это субсидирование через различные фонды, прямая спонсорская поддержка, льготное кредитование, использование различных скидок за услуги по производству и распространению информации, за пользование каналами связи и т. д.

Однако такая экономическая поддержка со стороны госу-дарства и бизнеса далеко не всегда бескорыстна, даже если внешне все выглядит вполне благопристойно. Государство, строго говоря, в силу того, что поддержка СМИ оказывается им за счет налогоплательщиков и принадлежащих государству предприятий, должно руководствоваться «доктриной справедливости» и распределять средства в интересах всего общества, учитывая особенности различных социальных слоев и групп.

Избирательность, поддержка «угодных» правящим кругам СМИ антидемократична. Средства должны распределяться так, чтобы все законно действующие социальные силы могли вести массово-информационную деятельности и доводить до массовой аудитории свою точку зрения и суждения по важным вопросам общественной жизни.

В меру демократизма властей имеются возможности максимально справедливого распределения льгот и субсидий. Од-нако, пользуясь разными представлениями о справедливости в этой сфере, власти располагают большими возможностями для «экономического маневра» в свою пользу. Ведь льготы и субсидии могут распределяться в зависимости и от тиража, и с учетом меры убыточности, и в соответствии с рейтингом изданий и программ в общественном мнении, и в связи с «социальной ценностью» их и т. д.

Поскольку выбор остается за теми, кто распределяет, большими экономическими возможностями, оказывается, располагают те, кто поддерживает линию правящих сил, а не «инакомыслящие». И требуются большие усилия, чтобы максимально нивелировать «избирательность» властей, их стремление поддержать «угодных».

Интересно
Предпринимательские круги чаще всего вообще вольны в выборе тех, кому они хотят оказать поддержку. В демократическом обществе они вместе с тем должны прибегать к разным уловкам и маневрам, чтобы сохранить свой «имидж» поддерживаемых ими СМИ. Нежелательному экономическому давлению СМИ могут противостоять, используя разные средства, мобилизуя, так сказать, «внутренние» ресурсы расширения экономической свободы своей деятельности.

Прежде всего это диверсификация (то есть формирование множественности) источников дохода, когда создаются условия, при которых, лишившись возможности получать плату от того или иного рекламодателя или спонсора, прибегать к тем или иным источникам субсидий, получая меньшую абонементную плату и т. д., СМИ тем не менее сохраняет относительную экономическую стабильность.

Вторым следует назвать стремление прибегать к таким источникам доходов (спонсорам, рекламодателям, фондам, государственным органам и т. д.), позиции которых совпадают или близки позициям по основным социально-политическим вопросам СМИ.

Формирование и функционирование концернов в информационной сфере дает, с одной стороны, значительные эконо-мические выгоды, позволяя им быть в значительной мере экономически независимыми.

Благодаря этому может быть обеспечена реализация той информационной политики, которая выработана СМИ в соответствии с его программными целями. Однако, с другой стороны, превращение в крупное предпринимательское учреждение, сращивание с другими сферами предпринимательства ведет к сдвигам в программных целях в совершенно определенном направлении и утере или ограничению информационной независимости.

Защищающая иные взгляды и ценности журналистика должна прикладывать большие усилия, чтобы добиться таких экономических условий функционирования, когда можно без постоянной оглядки и ограничений вести свою информационную политику, в максимальной мере реализовать свои представления о социально-творческой свободе журналистской деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)