Массовый информационный поток

Определенная часть социальной информации представляет собой массовую информацию, где все ее разновидности находятся в состоянии постоянного взаимодействия. Здесь различающим признаком служит способ производства и распространения социальной информации.

Что касается самого массового информационного потока, то он характеризуется:

  • большой мобильностью (оперативностью производства и скоростью передачи информации);
  • тенденцией к постоянному возрастанию;
  • гибкостью, благодаря которой человек может проявлять избирательность в восприятии информации;
  • относительно высокой изменчивостью содержания;
  • избыточностью, что нередко ставит человека в трудное положение «объять необъятное»;
  • значительным разнообразием подвидов информации;
  • определенным структурно-функциональным содержанием и направленностью.

Массовая информация предназначается для широкой анонимной аудитории с целью вызвать «социальное эхо». Размах ее циркуляции не имеет четко обозначенного минимума, максимум ее — обширная территория, определяемая техническими возможностями средств массовой информации. Массовая информация почти всегда движется вертикально — сверху вниз, ибо она производится и передается в целях социального управления — управления общественным сознанием и действиями масс людей. При этом в роли производителя и источника информации выступают зачастую представители управляющих структур.

Массовую информацию от других элементов информационного потока отличает специфика ее формирования. В большинстве случаев другие разновидности социальной информации характеризуются тенденцией перехода в массовую. Это связано с передачей любого подвида информации широкой аудитории через соответствующие технические средства. Сообщение информации широкой аудитории становится возможным благодаря существованию системы средств массовой информации, которая и используется для такого рода передачи.

Таким образом, любая информация, поступившая для передачи в систему средств массовой информации и переданная одним из них или всей системой в целом, к какому бы виду она ранее ни относилась, неизбежно становится массовой.

Массовая информация в общем потоке социальной информации занимает особое положение.

Специфика массовой информации объясняется следующими особенностями:

  • массовая информация является всесторонней, вездесущей, «всеведущей», охватывающей все сферы общественной жизни;
  • она избирательна по отношению к содержанию социальных процессов и явлениям действительности;
  • эта избирательность определяется целями и задачами субъекта (партии, государства, социальной группы, редакционного коллектива) по отношению к объекту информационного взаимодействия (обществу, социальной группе, коллективу, личности);
  • с помощью массовой информации субъект управляет социальными структурами, оказывает регулирующее воздействие на систему в целом, стремясь к достижению оптимальных характеристик ее развития и функционирования.

В силу указанных свойств массовая информация служит своеобразным ядром, стержнем макромодели информационного потока, куда она включена в качестве избирательной и организующей подсистемы. Авторы определяют массовую информацию как вид социальной информации, которая собирается, анализируется, обрабатывается и передается с помощью особых технических средств в расчете на массовое потребление.

К характерным чертам массовой информации следует отнести:

  • направленность на массовую аудиторию (общество, народ, слой, группу, регион, профессию и т. п.), хотя при этом не могут быть учтены особенности отдельной личности или малой группы (семья, коллектив и т. д.);
  • тенденцию на формирование единой позиции масс по социальным проблемам, интеграция ее в социальную целостность;
  • способность ориентировать массы в реализации социально-политических, экономически, культурно-духовных и других потребностей и интересов гражданского общества;
  • доступность: легкость восприятия и усвоения информации, удобный режим ее получения (на дом, на работу или службу и т. д.);
  • возможность одновременного (или почти одновременного) получения информации заявивших о себе ее потребителей, регулярность поступления;
  • открытость для участия в работе органов информации в различных формах (письма, отклики, «прямой провод», выход в эфир и т. д.);
  • пространственное рассредоточение аудитории и использование технических «посредников» (типографий, теле- и радиостанций, интернета).

Таким образом, массовая социальная информация связана со сведениями о социальной форме движения материи и о всех других ее формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком, вовлечены в орбиту общественной жизни. Она несет на себе глубокий след общественных отношений, отпечаток потребностей, интересов, психических черт, мнений общностей, которую информация отражает и которая пользуется этой информацией.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)