Маркетинг в условиях технологизации социального пространства

В современной науке и практике особую роль приобрел термин «технология». В переводе с греческого «технология» означает мастерство, умение воздействовать на предмет с помощью инструментов, методов, способов, позволяющих рационально и эффективно достигать поставленных целей.

А.Тойнби называет технологию генератором богатства и проблем: научно обоснованная технология дает обществу богатство, о котором не могли мечтать предыдущие поколения, но в то же время нерациональное использование природных ресурсов в процессе применения технологии создает для общества проблемы, в ряде случаев – проблемы глобального порядка.

Технология является качественной характеристикой процесса, некоим эталоном выполнения действия, при этом уровень технологии определяется эффективностью ее применения на практике. Технология предполагает четкое описание этапов и их сущностную характеристику, которые могут быть основаны только на теоретическом осмыслении практической деятельности.

В.Н.Иванов, один из ведущих отечественных специалистов в области технологизации, выделяет следующие признаки технологии:

  1. Разграничение, разделение, расчленение на этапы, фазы, операции.
  2. Координация и поэтапность действий, направленных на получение прогнозируемого результата.
  3. Однозначность выполнения процедур и операций.

Наличие данных признаков позволяют говорить о технологизации деятельности.

В недавнем времени термин технологизация применялся исключительно в контексте материального преобразования действительности. Сегодня технологизация выступает условием эффективного развития большинства областей деятельности, причем нередко на уровне восприятия формируя противоречивое отношение к данному процессу.

Например, технологии социально-культурной деятельности, педагогические технологии, психотехнологии, технологии спорта. Вместе с тем, проникновение технологизации в социальную сферу является необходимостью эффективного и гомеостатического развития общества в современных условиях.

Глобальные исторические, культурные, научно-технические преобразования последних десятилетий оказали колоссальное влияние на общество, принеся как прогрессивные формы социального устройства, так и сопутствующие им негативные последствия социальных изменений, наступившие вследствие неготовности общества к интенсивным темпам социальной динамики.

Масштабы непредвидимых результатов социальных преобразований и следующее за ними кризисы социальных структур обусловили понимание необходимости осмысленного влияния на жизнь, получения прогнозируемых социальных результатов, поиск более эффективных и актуальных методов освоения социального пространства, а также возможностей трансляции вариантов их осмысления, способов и принципов их формирования следующим поколениям.

Данные идеи получают особую актуальность в условиях информатизации, которая, благодаря приобретению информацией статуса приоритетного стратегического ресурса общества, оценивается современной наукой как глобальная тенденция социального развития.

Информатизация предполагает развитие и проникновение во все сферы человеческой деятельности разнообразия феноменов информационной природы, что инициирует коренные изменения всех элементов социального пространства.

Понимая масштабы и характер последствий подобных преобразований современное общество берет ориентир на технологии социальной организации деятельности людей, позволяющие, во-первых, осуществлять сбалансированное, равномерное и устойчивое развитие всех сфер жизни общества, во-вторых, организовать социальное развитие в соответствии с гуманитарными, правовыми, социокультурными традициями и ценностными установками, в-третьих, быстро реагировать на социодинамику эпохи информатизации, прогнозировать ее, адаптировать к ней все разнообразие социальных феноменов.

Понятие социальной технологии быстро вошло в арсенал социального управления, ибо социология уже накопила богатый арсенал технологических решений социальных проблем, которые требовали, однако, постоянной актуализации и адаптации к изменяющимся условиям, к новым ориентирам социального развития. Социальные технологии выступают основой социального управления.

Технологизация социального пространства как инновационное направление социологии управления ориентирована на антикризисное развитие, на ответственность перед современниками и будущими поколениями. По мнению А.Е.Бычкунова, роль социальных технологий заключается в объединении общества, в преодолении структурно-функциональных деформаций объектов социального управления.

К.Поппер рассматривал социальную технологию как способ развития социальной системы, как инструмент преодоления социальных конфликтов путем привнесения определенных социальных новшеств.

Один из ведущих отечественных теоретиков социальной технологизации В.Н.Иванов определяет социальную технологию как систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, социальными нормами. Это совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата, которая выступает важнейшим элементом механизма управления, средством перевода абстрактного языка науки на конкретный язык практики.

По его мнению, основная задача современной цивилизации заключается в формировании новой философии и культуры поведения в социуме, в том числе и управленческой. Новая философия исключает из механизма ее функционирования волевые, спонтанные, командно-административные действия и заменяет их управленческими решениями, основанными на научном знании и нравственной ответственности перед современниками, информационно-аналитической деятельности, социальной технологизации социального пространства. В.Н.Иванов называет это требованием ХХI века, способом выхода из кризиса, преодоления социальных бедствий.

Между тем, в современной социологии управления не сложилось единого определения понятия «социальная технология». Сегодня можно наблюдать широкий спектр определений, варьирующихся от последовательности технологических операций, направленных на совершенствование социальных объектов, до отождествления с социальным управлением.

Интересно
Несомненно, что опыт социальной технологизации не мог не затронуть маркетинг как одно из наиболее популярных направлений регулирования социального пространства. Технологизация маркетинговой деятельности позволяет наиболее эффективно решать проблемы, возникающие на практике.

Она способна обеспечивать научную базу, повысить научную обоснованность маркетинговой деятельности. По мнению большинства специалистов, технологизация выступает условием рациональности самого процесса маркетинговой деятельности.

Вместе с тем, маркетинг, будучи сложным и комплексным явлением не прост с точки зрения технологизации, ибо системность явлений и интегрированность процессов противодействует самому понятию дискретности, которая выступает важнейшим элементом технологизации. В этих условиях следует обратить внимание на специфику технологизации маркетинговой деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)