М. Хайдеггер и его концепция феноменологической онтологии

Авторитет Хайдеггера среди современных западных философов огромен, и его известность за пределами философского сообщества сравнима разве что с авторитетом Гегеля в Германии прошлого века.

Вместе с тем, вряд ли можно говорить о его философской школе, как это имело место в случае Гуссерля. Хайдеггер никогда не стремился к тому, чтобы быть учителем и воспитателем (или «играть эту роль»).

Все специалисты согласны в том, что Хайдеггер внес огромный вклад в развитие трех важнейших проблемных областей в философии ХХ века: экзистенциализма, герменевтики и современной философской антропологии, но сам Хайдеггер решительно отказывался признать свою близость двум из них — экзистенциализму или антропологии, поскольку-де его интересует не человеческое существование, чем заняты экзистенциалисты, и не сущность человека, которую пытаются понять философские антропологи, а Бытие.

Поэтому он сначала предпочитал называть свое учение «фундаментальной онтологией» (дистанцируясь таким образом от онтологии традиционной), а после 1950 г. предпочел отказаться и от использования этого термина для обозначения своей позиции, поскольку последний, по его мнению, слишком интимно связан с традиционной метафизикой, которую он, Хайдеггер, считал совершенно устаревшей.

Более того, он утверждал, что вся прежняя философия дискредитировала себя, а поэтому сам он — вовсе не философ; предмет его интереса, собственно говоря, даже не бытие, а мышление о бытии.

Причем и эти два термина Хайдеггер использует весьма неоднозначно; вообще язык его произведений (особенно поздних) больше подходит для создания поэтических образов, чем рациональной, «теоретической» картины мира.

Стиль его сочинений больше напоминает стиль причудливых поэтических творений глубоко почитаемого им Гёльдерлина, чем терминологию Канта или Гегеля.

Если добавить к этому, что экзистенциализм или антропология в ХХ столетии тоже вряд ли были представлены философскими школами в традиционном смысле слова, то, может быть, прав автор текста о Хайдеггере в философском словаре Шмидта, изданном в 1957 г. в Штутгарте (ФРГ): «Философия Хайдеггера и созданная им необычная своеобразная терминология были сильнейшими импульсами для современной мысли; каждый философ, да и каждый поэт и писатель, который хочет что-то сказать миру, сознательно или подсознательно полемизирует с Хайдеггером. Его философия открывает новый этап в истории европейского мышления».

Имея в виду сказанное, обратимся теперь к идеям этого мыслителя. Но начнем все же с некоторых моментов биографии Хайдеггера. Появился на свет будущий философ в семье южно-германских крестьян в Мескирхе 26 сентября 1889 г.

Первоначальное образование, с явным креном в теологию, он получил (с 1909 до 1911 гг.) в иезуитском колледже во Фрайбурге. Затем — высшее образование со специализацией по философии и общим проблемам наук о природе и духе, во фрайбургском университете, под руководством Г. Риккерта.

Тема его первой серьезной работы, которая была написана под руководством Г. Риккерта и защищена в 1913 г. в качестве докторской диссертации, — «Учение о суждении в психологизме».

Примерно в это же время он познакомился и с идеями Гуссерля (представленными тогда содержанием «Логических исследований»). В 1915 году Хайдеггер начал преподавать философию во фрайбургском университете, а в 1916 г. закончил первую крупную работу — «Учение Дунса Скота о категориях и значении».

В том же году кафедру во Фрайбургском университете получил Э. Гуссерль, а Хайдеггер через некоторое время стал его ассистентом в «Философском семинаре — 1 ». На этом семинаре, кстати, и была защищена названная выше работа.

Под прямым руководством Гуссерля и без особых надежд на быстрое продвижение по служебной лестнице Хайдеггер работал во Фрайбурге до 1922 года включительно.

В 1923 г. он был приглашен в Марбург экстраординарным профессором философии и, разумеется, принял это предложение.

В 1927 г. был утвержден в должности первого ординарного профессора Марбургского университета (на освободившееся место Н. Гартмана), но в 1928 вернулся во Фрайбург — уже как «наследник» своего бывшего учителя, Э. Гуссерля, который стал подумывать о том, чтобы уступить свое место самому достойному из учеников — ведь Гуссерлю 27 ноября 1927 г. уже исполнилось 69 лет.

В 1933 г., когда к власти в Германии пришли гитлеровцы, М. Хайдеггер вступил в фашистскую партию и был назначен ректором Университета. Правда, ректором он пробыл недолго — только год. Но успел за это время не раз выразить горячее сочувствие идеям национал-социализма.

Например, в ректорской речи 3 ноября 1933 г., обращенной к студентам, Хайдеггер говорил: «Не определения из учебников или «идеи» должны быть правилами вашего бытия — только фюрер, единственный, есть сегодняшняя и будущая немецкая действительность и ее закон».

Можно понять, почему оккупационные власти победившей антигитлеровской коалиции после
разгрома гитлеризма запрещали ему преподавание до 1951 года.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)