Культура как феномен

Мы рассматриваем некий круг (целостность) явлений, за которым издавна и в массовом сознании, и в науке закрепилось понятие «культура». Это своеобразная целостность произведений искусства, философии, теоретической мысли, запечатленных, общезначимых событий нравственной или религиозной жизни.

Произведение. Созданная человеком вещь становится вещью культуры, когда она внутренне адресована всем (как сигнал SOS, как бутылка с запиской, брошенная в океан). Культура не отложения бывшего, а послания будущему. Это моя жизнь, мой духовный мир, отделенный от меня, транслированный в произведение и могущий существовать (больше того, ориентированный на то, чтобы существовать) после моей физической смерти (соответственно, после «физической смерти» данной цивилизации) в ином мире, в живой жизни людей последующих эпох и иных устремлений. Это производящее произведение (forma formans).

Интересно
Отвечая на вопрос «что есть культура?», мы всегда до конца сознавая это или нет отвечаем на другой вопрос: «В какой форме могут существовать (и развивать себя) мой дух, плоть, общение, насущная (в моей жизни) жизнь близких людей после моей (моей цивилизации) гибели?» Ответ в форме культуры.

Пограничность. Культура не только понимается, но и возникает (как культура) в попытках ответить (и самому себе, своими деяниями и творениями) на вопрос о рукотворных формах «потустороннего бытия», бытия в других мирах, в иных, отстраненных, остраненных, заранее воображенных культурах.

Каждая культура есть некий «двуликий Янус». Ее лицо столь же напряженно обращено к иной (возможной) культуре, к своему бытию в иных мирах, сколь и внутрь, вглубь себя, в стремлении раскрыть и восполнить свое бытие, будто заранее отвечая иным смыслам.

В этом двояком смысле культура существенно погранична, она не то, что «внутри» (эпохи, цивилизации), а то, что на границе с другой культурой. Горизонт личности. В культуре возникает решающее, заторможенное и замкнутое во плоти произведений несовпадение автора (индивида) с самим собой.

Все мое сознание преображается этой обращенностью «извне» «в меня» моего другого Я, моего насущного слушателя (читателя, зрителя), отдаленного (во всяком случае, по замыслу) в вечность. Это несовпадение, эта возможность видеть «со стороны» мое собственное бытие, как бы уже завершенное и отдаленное от меня в произведении, это и есть изначальное основание идеи личности.

Личность та перспектива индивида, где скрещиваются разные смысловые горизонты, источник возможности перерешить свою, уже предопределенную «бытием» – общественным (традиции, нормы, законы среда) или индивидуальным (привычки, характер, психология) судьбу. Итак, индивид в горизонте культуры это индивид в горизонте личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)