Критерии эффективности учебной деятельности студентов

Проблема эффективности учебной деятельности обучающихся в учреждениях высшего образования в последние десятилетия приобретает особую актуальность в связи с многократным ростом «производства» информации. Чтобы быть востребованным и успешным, современный специалист вынужден постоянно совершенствовать профессиональный кругозор, расширять специальные умения, ориентируясь как на современные достижения, так и на перспективы развития соответствующей отрасли.

Интересно
Поэтому перед учреждениями высшего образования стоит задача не столько обеспечить студента необходимыми, но при этом конкретными профессиональными знаниями и умениями, сколько сформировать способности организовывать свою учебную (а, впоследствии, и иную) деятельность и эффективно ею управлять. Управление эффективностью любой деятельности, в том числе и учебной, невозможно без определения степени ее соответствия установленному или желаемому эталону.

Выявление эффективности учебной деятельности непосредственно связано с проведением педагогических диагностических процедур. Под диагностикой в обучении понимают процесс, позволяющий выявить степень достижения поставленных целей, т.е. соответствие результатов учебной деятельности требованиям, установленным нормативными документами (образовательным стандартом). Значит, осуществление диагностики предполагает анализ данных, полученных в ходе необходимых контрольных мероприятий.

Оценка результатов учебной деятельности (знаний, умений, способов деятельности) обучающихся, в том числе студентов, в Республике Беларусь осуществляется с использованием десятибалльной системы.

В «Нормах оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений» за основу для оценивания взята степень усвоения учебного материала. В соответствии с этим критерием определены пять уровней: низкий, удовлетворительный, средний, достаточный, высокий. Для каждого уровня усвоения предложена характеристика и определен диапазон баллов по десятибалльной шкале.

Л.Г. Петерсон предлагает осуществлять оценивание результатов учебной деятельности в соответствии со степенью
развития способности решать учебные задачи и выделяет три уровня:

  • обязательный уровень: предполагает решение задач по известному алгоритму;
  • уровень грамотного пользователя: предполагает построение алгоритма решения задачи в соответствии с известным методом;
  • творческий уровень: предполагает построение алгоритма \решения задачи в соответствии с самостоятельно построенным методом».

В учреждениях высшего образования в Республики Беларусь минимально допустимой для продолжения обучения является отметка «четыре» по десятибалльной шкале. Например, в документе, используемом в учреждении высшего образования «Гродненский государственный медицинский университет» в настоящее время, в качестве критерия оценки выступает степень усвоения знаний по дисциплине. В соответствии с данным критерием выделено четыре уровня: низкий (1 – 3 балла), удовлетворительный (4 – 5 баллов), достаточный (6 – 8 баллов) и высокий (9 – 10 баллов).

«Совокупность знаний, умений и навыков по учебной дисциплине (предмету) и приемов умственной деятельности, полученных в процессе обучения» представляет собой подготовку по соответствующей дисциплине. Следовательно, основным критерием для оценивания результатов учебной деятельности студентов может служить качество подготовки по учебной дисциплине.

В соответствии со спецификой образовательного процесса в учреждении высшего образования мы придерживаемся позиции С.А. Гуцановича и выделяем четыре уровня подготовки по учебной дисциплине, считая целесообразными следующие названия для них: недостаточный, обязательный, прикладной и творческий.

Таким образом, одним из критериев эффективности учебной деятельности является подготовка студента по учебной дисциплине, а его показателем – степень усвоения учебного содержания.

Причем уровень подготовки может быть входным, выявленный до начала изучения дисциплины, проявляющийся в готовности к освоению ее содержания, например, на основе базовых знаний по другим дисциплинам (физики и
химии на основе знаний по математике).

Входной уровень при изучении учебного содержания может рассматриваться и как готовность к изучению дисциплины в учреждении высшего образования на основе уровня знаний по этому учебному предмету или дисциплине, полученных в учреждении общего среднего или среднего специального образования.

Входной уровень подготовки – это и готовность к изучению нового раздела с учетом освоения предыдущего. Актуальный (или текущий) уровень подготовки – владение учебным материалом в условиях протекания учебного процесса на момент осуществления проверки. На каждом учебном занятии может быть выявлен актуальный уровень подготовки по учебной дисциплине/предмету. Итоговый уровень подготовки характеризует овладение учебным материалом по результатам изучения дисциплины за отведенное учебной программой и учебным планом время.

Оценка результатов учебной деятельности, безусловно, отражает актуальный (наличный) уровень знаний и умений
студента, однако отдельно каждая такая оценка не позволяет объективно определить эффективность учебной деятельности, поскольку не дает возможности отследить динамику учебных достижений, а также степень прилагаемых студентом усилий. Поэтому особое значение приобретает учет изменений показателей учебных достижений на разных этапах обучения в соответствии с их степенью значимости и взаимовлияния.

Ряд исследователей (Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалева Н.И., Пинская М.А. и другие) выделяют контрольные процедуры – программы оценки – с высокими и низкими ставками, влияющими на дальнейшую жизненную траекторию или служащими инструментами корректировки конкретного образовательного процесса.

Таким образом, наиболее существенными (имеющие более высокую ставку) являются показатели учебных достижений на относительно завершенных этапах обучения – по окончании семестра, ступени или уровня образования. К менее значимым (имеющим более низкую ставку) можно отнести показатели промежуточного контроля (например, в середине семестра, при выявлении степени усвоения части темы и т.п.) поскольку при правильной организации обучения данные результаты являются свидетельством и движущей силой для повышения итогового результата.

Следовательно, еще одним критерием эффективности будет выступать динамика результатов учебной деятельности студента на определенном образовательном этапе. Показателем этого критерия является дельта последовательных оценок учебных достижений обучающегося по конкретной учебной дисциплине в рамках одного образовательного этапа.

Например, рассмотрим ситуацию, при которой входной показатель подготовки по учебной дисциплине составляет 7 баллов, результат первого промежуточного контроля – 6 баллов, тематического контроля – 4 балла, второго промежуточного контроля – 2 балла, итогового контроля – 5 баллов.

На основании полученных данных определим изменения показателей, построим график (рисунок 1.2). Можно констатировать, что динамика представленных учебных достижений относительно входного уровня в целом отрицательно направленная.

Характер динамики может быть определен по его направленности: положительный, отрицательный или «нулевой», то есть отсутствовать. При положительной динамике показатели учебных достижений обучающегося в указанный период возрастают, при отрицательной – снижаются, при нулевой не изменяются, остаются стабильными. Динамика может характеризоваться не только направленностью, но и устойчивостью.

Интересно
Устойчивая динамика учебных достижений свидетельствует о постоянной ее направленности, например, о непрерывном повышении, снижении или сохранении показателей (оценок) на разных контрольных этапах. Такое положение характеризует учебную деятельность, осуществляемую на основе сформированной мотивации к изучению учебной дисциплины, отношении к ее содержанию с точки зрения актуальности для будущей профессиональной деятельности или жизни в обществе, способности обучающегося регулировать свои учебные действия.

Неустойчивая динамика говорит о наличии колебаний в ее направленности от одного контрольного этапа к другому, что свидетельствует о недостаточной сформированности мотивации, сомнениях обучающегося о применимости и востребованности получаемых знаний, неспособности им самостоятельно управлять своей учебной деятельностью.

Элементарный уровень учебной состоятельности предполагает осуществление обучающимся низко продуктивной, не всегда успешной учебной деятельности при условии наличия конкретных указаний об объеме, способе, последовательности знакомства с учебным материалом, правилах его стандартного практического применения, ограничениях во времени на его изучение, а также при регулярном внешнем контроле со стороны преподавателя.

Умеренный уровень учебной состоятельности проявляется в способности осуществлять продуктивную учебную деятельность в условиях предоставления конкретных или ограниченных и обобщенных педагогических рекомендаций о способе, последовательности изучения материала, некоторых примеров его применения. Внешний контроль осуществляется регулярно.

Существенный уровень учебной состоятельности выражается в способности осуществлять высокопродуктивную  учебную деятельность при минимальных педагогических указаниях и рекомендациях, внешний контроль – итоговый, но при необходимости обучающийся может обратиться за методической помощью и промежуточным контролем.

Оценить уровень учебной состоятельности возможно только при непосредственном наблюдении за осуществлением
обучающимся учебной деятельности в сопоставлении с показателями учебных достижений, характеризующими обученность. При переходе с одного уровня образования на другой сведения об учебной состоятельности не отражаются ни в одном документе. Поэтому в качестве критерия выбрать его не представляется возможным.

Таким образом, к критериям эффективности учебной деятельности студентов нами отнесены: подготовка по учебной дисциплине и динамика результатов ее изучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)