Критерии эффективности системы внутреннего контроля

Эффективный внутренний контроль – это такой внутренний контроль, положительный эффект от реализации которого соответствует приемлемому для акционеров уровню затрат на его осуществление.

Говоря же о системном подходе к организации внутреннего контроля в компании, нужно принимать во внимание следующие критерии, соответствие которым способствует эффективности внутреннего контроля в целом:

  • Простота и понятность
    Эффективный контроль должен состоять из простых, легко понимаемых процедур, которые могут проводиться всем персоналом, отвечающим за него. Должно быть ясное понимание причин контроля, какие функции он призван выполнять и каким образом он способствует успешному достижению корпоративной стратегии. Если механизмы контроля сложны, возникает тенденция к их игнорированию, они становятся объектом сокращений, их не понимают.
  • Интегрируемость с планированием
    Эффективный контроль связан с планированием. Чем яснее и точнее связь, тем более эффективной будет система контроля. Лучшим путем соединения планирования и контроля является учет для контроля в процессе составления планов. Это значит, что по мере установления целей в процессе планирования разрабатываются стандарты, которые будут отражать, то насколько хорошо реализуются планы.
  •  Эффективность по затратам
    Систему контроля необходимо постоянно проверять и оценивать, чтобы определять общие затраты на ее содержание. Результат сравнивают с ценностью активов или преимуществами, которые дает система контроля.
  • Гибкость и динамичность
    Система контроля должна быть достаточно гибкой, чтобы реагировать на изменения. У организации должна быть возможность с ее помощью эффективно проводить несанкционированные или необычные операции. Система контроля должна обеспечивать контрольный доступ, который не следует использовать в других целях, то есть для решения прикладных задач.

Постоянное использование контрольного доступа свидетельствует о том, что система негибкая. Система также должна быть в значительной степени динамична, чтобы приспосабливаться к частым изменениям в технологии, процессах, смене процедур в компании, условиям рынка или другим организационным факторам, которые могут требовать ее постоянного обновления.

Некоторые части системы могут оставаться неизменными на протяжении всего
времени, в то время как другие могут требовать регулярных и значительных изменений.

  • Подотчетность
    Контроль должен быть поручен сотрудникам или подразделению, которые отвечают за его осуществление. Эти сотрудники должны понимать всю меру своей ответственности и то, каким образом эта ответственность распределяется между другими сотрудниками, осуществляющими контроль.
  • Полнота охвата
    Механизмы контроля должны быть разработаны таким образом, чтобы отражать следующее: сложность организации, разнообразие операций, размах операций, различные используемые методы, типы контролируемых процедур. Многие системы контроля терпят крах по причинам, связанным с узостью их задач и недостаточным пониманием необычных операций.
  • Точность
    Решения, принимаемые на основе неточной информации – неудачные решения. Однако на практике многие управляющие принимают важные решения, основанные на неточной информации. Результатом неточной информации являются несоответствующие действия органов управления и потери ресурсов.
  • Своевременность и объективность
    Своевременность относится к способности системы контроля регулярно выдавать информацию. Чем выше уровень неопределенности и нестабильности в обстановке, тем больше потребность в регулярной информации и частых измерениях. Система контроля должна предоставлять как можно более объективную информацию. Объективная информация более полезна, чем субъективная, и позволяет управляющим принимать более удачные решения.
  • Управляемость и коммуникативность
    Системы внутреннего контроля часто выходят из строя или дают сбои. Это может происходить из-за изменений в технологии, процессах, процедурах, персонале или преднамеренных попыток обойти систему внутреннего контроля. Системы внутреннего контроля должны обеспечивать каналы связи для всех служащих на всех уровнях компании, чтобы использовать их для доклада в тех случаях, когда другие системы используются ненадлежащим образом.
  • Самоконтроль и превентивность
    Система внутреннего контроля должна осуществлять самоконтроль. Некоторые системы осуществляют самоконтроль автоматически, другие требуют периодической проверки. Подобный процесс проверки важен для компании в том случае, если ей необходимо поддерживать и модифицировать свою систему.

Чем больше необходимость в системе внутреннего контроля, тем более важно внедрить такие методы работы, которые выявляют проблему на раннем этапе. Если это возможно, система контроля должна устанавливаться для того, чтобы обеспечить автоматическое предупреждение, а не зависеть от проверки, ревизии или аудита.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)