Концептуальный аппарат нейропсихологии детского возраста

Одним из важнейших направлений в работе по развитию нейропсихологии детского возраста является разработка методологии и теории этой области научного знания и практики, которые должны представлять собой логически стройный понятийный аппарат, состоящий из ряда взаимосвязанных между собой научных категорий, отражающих и объединяющих современные представления общей и генетической психологии, физиологии, анатомии мозга, детской неврологии.

В настоящее время, время начала развития НДВ, в научные основы НДВ должны войти достаточно разработанные теоретические и экспериментальные концепции, касающиеся генезиса, структуры и развития ВПФ, развития мозга и функциональных систем, нейропсихология нарушений ВПФ и их связи с мозгом и с другими воздействиями экстрацеребрального характера.

Мы предлагаем свой взгляд на научный фундамент НДВ, на ее концепцию на этом первом этапе ее развития. Концептуальный аппарат мы условно разделили на три блока. /. Блок социально-биологических концепций, которые дают представления о генезе, строении, развитии и нарушении (или несформированности) психической деятельности ребенка.

Блок нейропсихологических концепций, которые позволяют раскрыть закономерности взаимосвязи мозга и ВПФ в развитии в зависимости от возрастного этапа развития ребенка.

В этот блок войдут концепции о новом содержании симптома, синдрома и новом понятии фактора, отвечающие каждому детскому возрасту и каждому возрастному этапу; их связи с принципом гетерохронности развития мозга, функциональных систем и ВПФ, научные основы методов нейропсихологического диагностического обследования, постановка диагноза.

 Блок психологических концепций, которые позволяют:

  1. раскрыть психологическое содержание, структуру В ПФ, их развитие на разных возрастных этапах ребенка;
  2. выявить несформированность (девиацию, дефицит или дефект) в развитии тех или других ВПФ, их структурных компонентов, системности и др.;
  3. обнаружить наличие (отсутствие) связи девиации развития психической деятельности ребенка с морфологической или социальной составляющей строения ВПФ (от развития языка и речи) или в звене перехода от экстрацеребральной формы ВПФ к ее интрацеребральной форме и т. д.

Научные основы нейропсихологии детского возраста мы изложим по следующей схеме: концепция (лат. conceptio) — это то или иное понимание явления, система взглядов, содержание которой раскрывается через ряд принципов (лат. principium — основание) или основных исходных научных положений какой-либо концепции (или учения).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)