Задачи, методы и результаты экспериментального исследования сформированности/несформированности ВПФ у детей старшего дошкольного возраста

Анализ литературы вопроса, научно-исследовательских и экспериментальных работ, проводимых отечественными и зарубежными специалистами в области нейропсихологии, собственная практика консультативно-диагностической работы в Центре интеллектуального развития детей под руководством

Л. С. Цветковой показывают, что среди детей, испытывающих проблемы в поведении, обучении, существует достаточно большое количество детей с неклиническими формами несформированности высших психических функций, что выявляется только с помощью нейропсихологического метода исследования.

Это дало нам основание предложить, что:

  1. Среди детей, поступающих в общеобразовательную школу, есть контингент детей, которые будут иметь трудности в обучений вследствие недостаточной сформированно- сти ВПФ.
  2. Одной из причин несформированности ВПФ может быть возрастное недоразвитие мозговых структур и функциональных систем.

Целью исследования явилось выявление групп детей го- товых/неготовых к обучению в школе по параметру сформи- рованности/несформированности ВПФ, т. е. по нейропси- хологическому параметру формирования ВПФ у ребенка, включенному Л. С. Цветковой в содержание понятия «готовности ребенка к обучению в школе», и определение степени несформированности отдельных ВПФ и их систем.

В исследовании решался ряд следующих задач:

  1. Установление методом нейропсихологического анализа степени сформированности ВПФ у детей к моменту поступления в школу.
  2. Выявление ВПФ, которые оказались недостаточно сформированными для данного возрастного этапа, и вычленение факторов, лежащих в основе дефицита ВПФ.
  3. Исследование частоты встречаемости несформированности тех или других ВПФ.
  4. Исследование и обнаружение зон мозга, которые оказываются наиболее «слабыми» по причине отставания их анатомического созревания.
  5. Исследование частоты встречаемости «слабости» или дисфункции данных зон.

Для решения поставленных целей и задач было проведено экспериментальное исследование состояния психической сферы детей старшего дошкольного возраста и их готовности к обучению в школе. В этом исследовании изучался и вопрос о роли нейропсихологического обследования детей в структуре и содержании понятия «готовность детей к обучению в школе».

В данной работе предлагаются предварительные результаты, полученные в ходе пилотажного научно-экспериментального исследования на выборке детей количеством 60 человек. В настоящее время продолжается исследование по уточнению наших данных, получению статистических тестовых норм на репрезентативной выборке численностью не менее 200 человек.

Нейропсихологический анализ сформированности психической сферы у детей, поступающих в 1-й класс, осуществлялся на основе проведения качественно-количественного анализа данных нейропсихологического обследования по «Экспресс-методике» Л. С. Цветковой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)