Задачи, методы и результаты экспериментального исследования сформированности/несформированности ВПФ у детей старшего дошкольного возраста
Анализ литературы вопроса, научно-исследовательских и экспериментальных работ, проводимых отечественными и зарубежными специалистами в области нейропсихологии, собственная практика консультативно-диагностической работы в Центре интеллектуального развития детей под руководством
Это дало нам основание предложить, что:
- Среди детей, поступающих в общеобразовательную школу, есть контингент детей, которые будут иметь трудности в обучений вследствие недостаточной сформированно- сти ВПФ.
- Одной из причин несформированности ВПФ может быть возрастное недоразвитие мозговых структур и функциональных систем.
Целью исследования явилось выявление групп детей го- товых/неготовых к обучению в школе по параметру сформи- рованности/несформированности ВПФ, т. е. по нейропси- хологическому параметру формирования ВПФ у ребенка, включенному Л. С. Цветковой в содержание понятия «готовности ребенка к обучению в школе», и определение степени несформированности отдельных ВПФ и их систем.
В исследовании решался ряд следующих задач:
- Установление методом нейропсихологического анализа степени сформированности ВПФ у детей к моменту поступления в школу.
- Выявление ВПФ, которые оказались недостаточно сформированными для данного возрастного этапа, и вычленение факторов, лежащих в основе дефицита ВПФ.
- Исследование частоты встречаемости несформированности тех или других ВПФ.
- Исследование и обнаружение зон мозга, которые оказываются наиболее «слабыми» по причине отставания их анатомического созревания.
- Исследование частоты встречаемости «слабости» или дисфункции данных зон.
Для решения поставленных целей и задач было проведено экспериментальное исследование состояния психической сферы детей старшего дошкольного возраста и их готовности к обучению в школе. В этом исследовании изучался и вопрос о роли нейропсихологического обследования детей в структуре и содержании понятия «готовность детей к обучению в школе».
В данной работе предлагаются предварительные результаты, полученные в ходе пилотажного научно-экспериментального исследования на выборке детей количеством 60 человек. В настоящее время продолжается исследование по уточнению наших данных, получению статистических тестовых норм на репрезентативной выборке численностью не менее 200 человек.
Нейропсихологический анализ сформированности психической сферы у детей, поступающих в 1-й класс, осуществлялся на основе проведения качественно-количественного анализа данных нейропсихологического обследования по «Экспресс-методике» Л. С. Цветковой.
- Апробация методики формирующего обучения и ее результаты
- Формы организации занятий и отдыха детей
- Метод иллюстрации
- Метод «Слова по кругу»
- Развернутое нейропсихологическое обследование
- Проблема и задачи формирующего обучения детей
- Обсуждение результатов исследования
- Результаты исследования
- Характеристика групп испытуемых, задачи и методика исследования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу