Концепция

Выше мы, насколько это возможно, изолированно проанализировали содержание, структуру и закономерности развития мозгового, физиологического уровней и психической деятельности у детей с целью более четкого проставления различных пластов в структуре психики ребенка остановились на анализе мозга и психики, морфогенеза, уровня функциональных систем, социального уровня и его влияния на развитие всех этих уровней и др.

Естественно, при описании всех этих концепций и уровней в организации ВПФ и их роли в развитии психической деятельности мы постоянно делали попытки обратить внимание на взаимосвязь всех этих уровней как основу нормального развития психики ребенка.

И пытались показать, что возникновение дисбаланса во взаимодействии всех или ряда этих уровней — биологического, социального, физиологического и психологического — или появление их дезинтеграции может стать причиной отклонений или даже дефектов в развитии психики детей, которые наблюдаются и у детей с аномальным развитием, и у детей с неклиническими формами девиации в развитии психической деятельности.

Все эти четыре уровня представляют, по сути, с одной стороны, путь формирования психики ребенка «снизу вверх» и постепенное обогащение ее содержания за счет включения на соответствующих возрастных этапах более высоких уровней в структуре ВПФ, а также мозга и функциональных систем.

С другой стороны — это и есть иерархическая структура каждой ВПФ, в которой каждый уровень делает свой специфический вклад в развитие или реализацию той или другой ВПФ или их систем.

И в случае патологии, или несформированности, или задержки развития ВПФ на каком-либо ее уровне оставшиеся сохранными уровни могут вступить в работу, компенсируя нарушенную психическую деятельность. Ниже мы специально остановимся на проблеме взаимодействия и взаимовлияния всех уровней иерархи- теского строения ВПФ и на их фундаментальном значении в развитии нормальной психической деятельноси ребенка.

Узнай цену работы

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)