Концептуальные основы моделирования воспитательной системы в современной школе

Процесс организации воспитательной работы в той или иной образовательной организации начинается с разработки модели воспитательной системы, которая строится с учетом типа школы, ее ресурсной обеспеченности, состава обучающихся и педагогов, социокультурного заказа.

Исследуя исторический и современный опыт, Л. И. Новикова выделила общие черты и закономерности развития, успешно работающих школ, то есть школ, которые в любых условиях эффективно решали и решают свои главные проблемы:

  • задачи развития и социализации воспитанников;
  • создания для них условий социальной защищенности и психологического комфорта;
  • предоставления им возможностей самоопределения и самореализации уже в школе и подготовки к самореализации в последующей жизни.

Про такие школы, можно сказать, что в них создана воспитательная система.

Каждая воспитательная система специфична и уникальна, как и личность каждого воспитанника, однако в ней проявляется общее и особенное, так же, как в индивидуальном развитии человека проявляются законы психофизического роста. Поэтому возможно абстрагирование от конкретного, реального опыта школ и выделение самого понятия «воспитательная система» как педагогической категории, отражающей типическое явление педагогической реальности через теоретическую модель.

Воспитательная система школы (ВСШ) – сложное психолого-социопедагогическое образование, неравновесное, саморегулируемое и управляемое. Это открытая система: она не только успешно взаимодействует с ближним и дальним социумом, но, осваивая его, сама становится мощным средством социализации.

Воспитательная система школы имеет сложную структуру, она состоит из компонентов, скрепленных системными связями. Соединение частей системы в единое целое и обеспечивается ее управленческим блоком.

Структура и выделенные общие закономерности становления, развития и функционирования моделируемых систем стали ведущими положениями теории воспитательных систем.

К этим положениям относятся:

  • наличие единого воспитательного коллектива;
  • существование системообразующей связи;
  • интеграция учебной и внеучебной деятельности;
  • прохождение в своем развитии четырех основных этапов: «становление системы, отработка структуры и содержания деятельности, функционирование в оптимальном режиме, обновление или перестройка»;
  • наличие «зон неупорядоченности»;
  • организация жизнедеятельности воспитательной системы на принципе событийности;
  • эмпирический и концептуальный пути создания воспитательной системы;
  • ведущая роль в концептуальном развитии «команды директора».

Воспитательная система школы в качестве подсистем включает совокупность компонентов, в числе которых выделяют следующие блоки: целеполагания; общность людей, их реализующих; подсистему деятельности и общения; социальную и природную среду, освоенную школьным коллективом.

Первичным в структуре ВСШ является блок целеполагания. Он включает в себя не только формулировку стратегической цели самого существования воспитательной системы, но и концептуальную основу ее жизни. Это совокупность ведущих педагогических идей, положений, позиций, составляющих ее внутренний стержень и обеспечивающих ее целостность. Это своеобразная «самость» воспитательной системы
.

Если нет цели, то система не возможна. Все остальные ее элементы ориентированы на древо целей. Цели определяют характер системы. При этом они выступают не как описание конкретного конечного результата, а как ценностный ориентир.

Системообразующие компоненты должны, по возможности, максимально обеспечить каждому воспитаннику точку приложения своих способностей, знаний, умений, навыков, творческих замыслов.

В современной школе насчитывается множество видов деятельности: познавательная, трудовая, краеведческая, спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, общественно полезная и др. Все эти области взаимосвязаны и составляют основу жизнедеятельности как взрослых, так и детей. Более того, развитие ВСШ есть процесс интеграции различных видов деятельности в жизнедеятельность единого воспитательного коллектива образовательной организации.

Тот или иной вид деятельности может стать системообразующим только при выполнении следующих условий:

  • он должен выражать доминирующую коллективную потребность и быть престижным в глазах если не всех, то большинства воспитанников;
  • этот вид деятельности должен не формально, а естественно и реально соответствовать главной цели и задачам системы;
  • педагогический коллектив должен быть компетентным в вопросах его использования в целях воспитания;
  • должны быть точно определены его место в общей целостности и сформированы системообразующие связи с другими видами деятельности;
  • он должен учитывать историю развития и субкультуру школы, опираться на ее традиции;
  • необходимо наличие определенных базовых предпосылок (например, трудовая деятельность требует развитой материально-технической базы; познавательная – высокого интеллектуального уровня учащихся и высокой профессиональной компетентности всех преподавателей и т.д.).

Следует иметь в виду, что совместная деятельность базируется на общей собственности. При этом собственность может быть не только материальной или интеллектуальной, но и духовной.

Из этого следует, что воспитательная система школы наиболее эффективна там, где взрослые и дети воспринимают здание, мебель, вещи, а также традиции, нормы, отношения как своеобразную совместную собственность, в которую вложен личный труд.

Правильно выбранная и организованная системообразующая деятельность порождает отношения взаимной ответственности, взаимопомощи, взаимной заинтересованности в достижении результатов, а в конечном итоге гуманистические отношения, адекватные поставленным целям.

Отношения как конечный воспитательный фактор и будут являться следующим элементом ВСШ.

Отношения – аккумулированные результаты познания личностью мира в различных ситуациях, соединенные с эмоциональным откликом и поведенческим аспектом. Вырвать личность из отношений невозможно, и сама она, по своей сути, является переплетением всевозможных отношений.

Сами по себе отношения вторичны. Они возникают в ходе деятельности между членами коллектива, но в конечном итоге не деятельность сама по себе и не коллектив, а именно отношения (в широком смысле) меняют (воспитывают) личность.

Интересно
Отношения порождают то чувство школы (данной, конкретной, своей, родной), которое само становится мощнейшим воспитывающим фактором. Ярчайшими примерами этого могут служить Царскосельский лицей пушкинской поры – «Отечество нам «Царское село» и гимназия Карла Мая – «Майские жуки».

Воспитательная система школы – одновременно состояние и процесс. Это явление динамичное: она рождается, совершенствуется, обновляется, стареет, умирает. Развитие воспитательной системы представляет собой взаимодействие процессов упорядочения и развития системообразующей связи.

При этом движущими силами являются противоречие между интеграцией и дезинтеграцией, конкретизируемое в противоречиях между самовыражением самобытности и индивидуальности личности, с одной стороны, и стремлением системы к её нивелированию, с другой, а также противоречия между ВСШ и средой; в ином случае – противоречие между структурой и функциями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)