Этика отношений в работе с родителями

Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий. Есть непреложные законы этики отношений «учитель – родители».

Например, нельзя начинать разговор с родителями с обсуждения недостатков ученика; наоборот, в первую очередь желательно подчеркнуть положительные стороны воспитанника и одобрить их. А если говорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера, возможностей устранения. Всегда надо помнить: какими бы недостатками ни обладал воспитанник, для родителей он родное дитя.

Часто мы своей категоричностью и нетерпимостью провоцируем родителей на конфликт. Если ни родители, ни учитель не хотят увидеть в этом своей вины, конфликт становится затяжным. Случается, что родители в результате беседы сознают свою неправоту или готовы пойти на компромисс.

Мастерство педагога заключается в том, чтобы помочь родителям достойно выйти из неприятной  ситуации.

В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы взаимного доверия, психологического комфорта. Нужно уметь слушать, уметь расположить к себе отцов и матерей.

Безусловно, всегда легче работать с семьёй, где родители охотно идут на контакт с учителем. А как быть с неблагополучными семьями?

Интересно
Тут выступают другие приёмы и решения. Они более трудны и кропотливы. Борьба с общим неблагополучием в семье не всегда приводит к успеху. Многие учителя с этого и начинают, но когда убеждаются, что не получается, используют то, что им подвластно, – меняют обстоятельства жизни в школе.

Окружают ученика вниманием и заботой, дают почувствовать радость общения с детьми в коллективе, помогают пережить радость успеха. Словом, повышают социальную роль ученика в общении с одноклассниками, играх, учебной деятельности.

Но не надо отгораживаться от родителей из неблагополучных семей. Необходимо попытаться заставить и таких родителей задуматься над тем, что от них зависит будущее их детей.

Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когда только он мог дать родителям добрый совет, как им поступить, если ребёнок плохо учиться, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков. Сегодня многое из этого можно найти в газетах и журналах, книгах, Интернете по проблемам воспитания. Но всё же никакая книга или журнальная статья не могут оказать конкретную практическую помощь родителям ученика, придать стройность и построить логическую взаимосвязь причин и следствий того или иного педагогического явления.

Например, психологические и физиологические особенности детей младшего и среднего школьного возраста таковы, что они требуют постоянного взаимодействия учителей и родителей.

Непосредственный, прямой контакт родителей с учителем неоценим, классные родительские собрания не дают нужного эффекта по нескольким причинам.

Во – первых, потому что родителей, присутствующих на собрании, как правило, не меньше 10 – 12 человек. Просто невозможно поговорить с каждым из родителей индивидуально, ответить на интересующие их вопросы.

Во – вторых, каждая семья воспитывает ребёнка в специфических, особых условиях, как говорят, на «своей территории». Значит, в каждом отдельном случае необходимо искать новые, эффективные подходы в работе с семьёй, отвечающие потребностям родителей.

В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.

Первый запрет – это запрет на установление таких отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идёт за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер.

Интересно
Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно быть непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.

Третий запрет – запрет на оценку личности ребёнка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребёнка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)