Формы психолого-педагогического просвещения родителей

Под педагогическим просвещением родителей принято понимать повышение уровня их педагогической культуры, а также формирование запроса на педагогические услуги и обеспечение информацией по педагогическим проблемам.

В этой связи важная задача школы, педагогов заключается в том, чтобы обеспечить родителей педагогическими знаниями и умениями.

Рассмотрим некоторые формы психолого–педагогического просвещения родителей. Они делятся на групповые – родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, встречи с администрацией образовательной организации, родительский комитет и индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы, посещение на дому.

Остановимся на одной из самых распространённых в любой школе форм взаимодействия с семьёй – родительском собрании Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания – диспуты, итоговые (четвертные и т.д.)

В основном тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель, но сами родители также могут предложить очередную тему собрания. 

Безусловно, каждое собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности.

Готовясь к собранию, классный руководитель может заранее передать родителям специальные анкеты для сбора нужной информации. Можно прибегнуть к домашнему сочинению детей. Оформление классной комнаты создаёт определённый настрой. Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание.

Ниже приведены примеры форм взаимодействия педагогов с родителями, которые позволяют организовать психолого-педагогическое просвещение родителей на высоком культурном уровне, стимулируя их к эффективному осуществлению семейного воспитания и к самосовершенствованию.

Конференция. Форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.

Конференции могут быть научно – практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К мероприятиям готовят выставки работ учащихся, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности. Тема конференции всегда конкретна, например: «Праздники в семье и семейный досуг».

Практикум. Это форма выработки у родителей педагогический умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой – либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д.

Открытые уроки. Обычно проводятся для того чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Проведение открытых уроков позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Чаще всего эта форма используется в начальной школе и учителя – предметники прибегают к ней в своей работе.

Педагогическая дискуссия – одна из более интересных форм повышения педагогической культуры. Её особенность в том, что дискуссия позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретённые навыки и накопленный опыт.

Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника. Темой может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Выбор профессии – чьё это дело?», «Умеете ли вы любить своего  ребёнка?».

Ролевые игры – это коллективная творческая деятельность по изучению сформированности педагогических умений у родителей.

Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребёнок приехал из школы» и т.д.

Методика ролевой игры предусматривает следующие действия: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсудить возможные позиции и варианты поведения участников игры.

Индивидуальные тематические консультации

Интересно
Педагог в решении той или иной проблемы может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Консультации полезны и для учителя, и для родителей: обе стороны, обменявшись информацией, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Посещение семей обучающихся, проведение так называемых «домашних собраний» – не такое уж лёгкое дело, как иногда кажется. Здесь есть свои плюсы и минусы. Можно зайти, как говорят, «по пути», коротко поговорить с отцом или матерью, мимоходом сообщить об успеваемости и поведении ученика и уйти с чувством исполненного долга.

Интересно
В таком случае невозможно познакомиться с внутрисемейным общением, вникнуть в «секреты» и «тонкости» домашнего воспитания. А ведь можно иначе. Многие учителя, планируя посещение той или иной семьи, тщательно уясняют себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни ученика, и решение какого – то конкретного вопроса воспитания, а также анализ причин неуспеваемости, план совместных действий по оказанию помощи школьнику в учёбе.

Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускаются: извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.

Сегодня это группы в Skype, Viber, WhatsAp, которые позволяют оперативно информировать родителей о чем-либо, понимая, что информация дойдет до адресата.

Родительский комитет. Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей – это классный родительский комитет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы, который совместно с педагогами и под руководством администрации образовательной организации планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса; анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)