Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.

Под духовно-нравственными ценностями понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Традиционными источниками нравственности являются:

  • любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
  • служение Отечеству.

Основные задачи:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободами обязанностям человека;
  • обеспечение целенаправленного формирования у учащихся социально значимого, личностно-созидающего проведения досуга, организации и самоорганизации свободного времени;
  • формирование позитивного опыта духовно-нравственного воспитания.

В решении поставленных задач предусматривается сформировать в каждом воспитаннике общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, понимание добра и зла,
гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои. Пробудить все присущие человеку силы: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические. Не приспособить ребенка к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца, гражданина.

Воспитать у него потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения. А также приобщить учащихся к национальной и мировой культуре.

Одним из приоритетных направлений внеучебной деятельности можно назвать программу «Святыни православной России. Духовные защитники Русской земли».

Реализация данного направления предусматривает особый акцент на тех «критических точках» истории, когда решалась судьба страны. Именно в это время в большей степени проявлялось духовное величие русского народа, его лучшие нравственные качества, основой которых является православие.

Педагоги решают проблему сохранения исторической памяти при отсутствии свидетелей великих побед, потому что в последнее время появились многочисленные фальсификации нашей истории, искажающие действительность событий прошлого времени, лишая молодое поколение великой славной истории, духовных ориентиров, засоряя умы и сердца сегодняшних школьников.

Александровской слободы:

«Иван Грозный в Александровой слободе».

Перед учителями стояли следующие задачи: выделить главное в теме, расставить акценты, указать на возможности формирования позитивных духовных ценностей на основе рассматриваемого материала, подчеркнуть величие духовного подвига наших предков, совершённого во имя спасения Отечества, православной веры, внедрить в сердца и сознание детей, «воспроизвести», ценности православия:
милосердие, соборность, самопожертвование, верность, любовь к Богу, к Родине, к ближнему, показать огромный самобытный культурный мир, созданный на основе православия российской цивилизацией.

Формы проведения, насыщенность и сложность содержания материала данной темы были определены степенью «продвинутости» учащихся и педагогов. В начале этой работы запланированные мероприятия проводили преимущественно классные руководители.

С течением времени, «выкристаллизовалась» команда единомышленников, в которую вошли творческая группа заинтересованных, находящихся «в теме» педагогов, а также ребята – члены отделения школьных научных объединений учащихся (НОУ) – «Педстудия» и «Веды».

Интересно
Мероприятия в разных формах проходили во всех параллелях в течение трёх-четырёх дней, что позволило вовлечь во внеурочную деятельность всех учащихся старших классов, и это, пожалуй, единственный способ провести мероприятие эффективно, когда оптимально используются имеющиеся ресурсы, «в теме» находятся педагоги, а ребята, привлечённые к проведению внеурочных занятий, эмоционально настроены и духовно ориентированы.

Начинался цикл мероприятий с конференции старшеклассников, затем в адаптированном варианте с некоторыми изменениями, учитывая недочёты и успехи первого занятия, проводились классные часы во всех параллелях.

Конференции готовились и проходили с равным участием педагогов и ребят. Участники творческой группы активно отбирали материал, синтезировали художественный литературный текст, элементы изобразительного искусства, подбирали музыкальное сопровождение.

Это интеллектуальное и духовное сотрудничество в достижении высокой цели оказывало благотворное нравственное воздействие на участников работы: возникло духовное единство педагогов и воспитанников – участников общешкольного дела.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)