Концепция динамической хроногенной системной локализации ВПФ в головном мозге
Содержание этой концепции раскрывается в нескольких теоретических положениях, или принципах.
1.1. Принцип созревания мозга «снизу вверх» и влияние этой характеристики созревания мозга на динамику локализации формирующихся ВПФ и на иерархию их локализации.
1.2. Это положение делает понятным и принципы иерархии и гетерохронности локализации ВПФ, сложной их последовательности.
Этот сложный и неоднородный процесс приводит в определенный возрастной период к созреванию определенных зон мозга и к формированию соответствующих им психических функций. Сбой в этом процессе может привести к несформированности, задержке развития или дефекту тех или других ВПФ.
В этом сложном процессе формируется системная и динамическая локализация ВПФ в головном мозге. Стало ясно, что ВПФ, представляющие собой функциональные системы, не могут быть локализованы в неких «мозговых центрах».
И. П. Павловым и А. А. Ухтомским был сформулирован принцип динамической локализации психических функций в головном мозге. Этот принцип предусматривает не фиксированные мозговые «центры», а «динамические системы», элементы которых не теряют своей специфичности.
Учение о «системной и динамической» локализации получило дальнейшее развитие в трудах ряда отечественных ученых (Давиленков, Филимонов, Гращенков, Анохин, Асратян, Выготский, Леонтьев, Лурия и др.). Это учение предполагает, что ВПФ осуществляются системами совместно работающих, но функционально высокодифференцированных зон коры мозга. Каждая ВПФ осуществляется той системой зон мозга, участие которых реализут ее психологическую структуру.
Приведем пример. Известно, что для осуществления функции понимания речи необходимы:
- выделение звуков (фонем) из речевого потока;
- удержание звуков и слов в оперативной памяти;
- перешифровка логико-грамматических конструкций на единицы значения.
Естественно, что такой сложный процесс не может быть локализован в одном узком «центре», участке мозга; но он может быть размещен в ряде участков мозга — височных, обеспечивающих акустический анализ речи и удержание информации, нижнетеменных, обеспечивающих кинестетический анализ звуков, височно-теменно-затылочных, обеспечивающих анализ грамматических конструкций, лобных, обеспечивающих активность, регуляцию и контроль протекания процесса.
Совместная работа акустического, кинестетического и пространственного анализаторов, расположенных в этих мозговых участках, и обеспечит реализацию функции понимания речи.
- Апробация методики формирующего обучения и ее результаты
- Формы организации занятий и отдыха детей
- Метод иллюстрации
- Метод «Слова по кругу»
- Развернутое нейропсихологическое обследование
- Проблема и задачи формирующего обучения детей
- Обсуждение результатов исследования
- Результаты исследования
- Характеристика групп испытуемых, задачи и методика исследования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу