Концепция возрастного изменения структуры и функций психических процессов

Концепция возрастных изменений ВПФ свидетельствует о длительном и сложном пути развития ВПФ, их формировании в деятельности и постепенном переходе из внешней во внутреннюю умственную форму. Без прохождения нужных этапов в развитии тот или иной психический процесс будет неполноценным по структуре и по его функции.

Остановимся на кратком описании некоторых закономерностей развития ВПФ у детей. Одной из важнейших закономерностей формирования и развития ВПФ является деятельность. Высшие психические функции формируются в деятельности, а не наоборот, как это предполагалось раньше. И в каждом возрастном периоде имеется ведущая деятельность, благодаря и внутри которой формируются определенные системы ВПФ, отвечающие возрастному этапу развития ребенка.

Из закономерностей развития ВПФ следует отметить и их системное формирование, что означает, что развитие ВПФ протекает не изолированно, а во взаимодействии той или другой группы ВПФ. Все психические функции развиваются в системе, взаимодействуя друг с другом.

Системное строение высшие психические функции обнаруживают уже в младенческом возрасте. Системы ВПФ не остаются на протяжении возрастного развития ребенка одними и теми же как по содержанию, так по структуре и уровню развития. Все системы ВПФ и каждый психический процесс, входящий в систему, в процессе возрастного развития ребенка, изменяясь, усовершенствуются.

Следующей важной закономерностью является то, что все ВПФ сначала формируются как внешние предметные функции и только позже они становятся внутренними умственными, какими мы их видим уже у взрослого человека.

Из этого положения следует важный методический вывод, говорящий о том, что любую ВПФ нужно исследовать, а затем и формировать сначала как внешнее действие с постепенным переводом к осознанию и пониманию ребенком своих действий, а также и к их произвольной форме протекания. Формирование ВПФ у ребенка протекает путем усвоения опыта окружающих взрослых людей.

Формирование и развитие психики проходит у ребенка через несколько возрастных этапов, на каждом из которых происходит трансформация систем ВПФ, их усложнение и усовершенствование, переход их на более высокий уровень строения и выполнения соответствующих функций.

Такое развитие ВПФ отражает закономерность, говорящую о гетерохронности развития разных высших психических функций. На каждом возрастном уровне имеются ведущая ВПФ и ведущая деятельность ребенка, которые также меняются в связи с изменением возрастного этапа.

Так, в младшем возрасте (1—2 года) ведущим психическим процессом является восприятие, а речь и память, мышление и произвольная деятельность только зарождаются, и их развитие протекает уже в системе с другими ВПФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)