Концепт как базовая основа картины мира

Основным элементом языковой картины мира является концепт. При анализе различных проблем межкультурной коммуникации это понятие является одним из ключевых. Концепты могут использоваться как опорные элементы для сопоставления менталитетов, а также культурных и ценностных доминант.

Известно, что носитель языка – это носитель определенных концептуальных систем. Понятие концепта отвечает представлению о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких «квантов» знания.

В лингвистической науке существуют разные подходы к определению концепта, которые базируются на положении о том, что концепт – это то, что называет содержание понятия, синоним смысла.

С лингвокогнитивной точки зрения понятие концепта рассматривают Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, В.З. Демьянков и др. В рамках этого направления широкое распространение получило мнение о том, что концепт как термин служит для объяснения единиц ментальных или психологических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека.

Концепт есть оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы, всей картины мира, отраженной в человеческой психике. Как операционная единица мысли концепт – это способ и результат квантификации и категоризации знания.

Лингвокультурологический подход к пониманию концепта состоит в том, что концепт признается базовой единице культуры, ее концентратом (В.Н. Телия, Ю.С. Степанов, С.Г. Воркачев, В.А. Маслова и др.). Концепт – это сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. Иными словами, концепты рассматриваются как ментальные сущности, в которых отражается дух народа, его национально-культурная специфика.

Широко используется и психолингвистический подход к определению концепта, где этот термин нередко понимается как совокупность всех знаний и мнений, связанных с той или иной реалией. Многочисленные определения концепта, которые дополняют друг друга, позволяют глубже понять его многогранную суть.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)