Конфликтное поведение и стресс

Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную фи­зиологическую реакцию — стресс. Оказалось, что на неблагоприят­ные воздействия разного рода — холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое — организм отвечает не только защитной реак­цией, но и общим, однотипным комплексным процессом вне зависимо­сти от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент.

Интенсивность развивающейся адаптационной активности за­висит не от физической силы воздействия, а от личностной значимости действующего фактора.

Стресс — комплексный процесс, он включает непременно и физи­ологические, и психологические компоненты.

С помощью стресса орга­низм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособле­ние к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему.

Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических черт — улучшении внимания (его объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы, в сдвиге соматических показателей в сторону интенсификации.

Автор теории стресса канадский психофизиолог Ганс Селье опре­деляет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрог­раммированных неспецифических реакций организма, первично подго­тавливающих к физической активности, то есть к сопротивлению, борьбе или бегству.

Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу; он возникает только тогда, когда его влияние пре­восходит приспособительные возможности человека.

При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны (ад­реналин, норадреналин).

Под их воздействием изменяется режим ра­боты многих органов и систем организма, например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свой­ства организма.

Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем приспособиться к ней — в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

Итак, основные черты психического стресса сводятся к следующему:

  • стресс — состояние организма; возникновение стресса пред­полагает взаимодействие между организмом и средой;
  • стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотива­ционное; стресс возникает тогда, когда организм воспринимает что-то как угрожающее ему;
  • явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптив­ная реакция недостаточна.

Поскольку стресс обусловлен главным образом именно восприяти­ем угрозы, то его проявление в определенной ситуации может быть вызвано субъективными причинами, связанными с индивидуальными психологическими особенностями данной личности.

Стрессорами могут быть и физические, и психические раздражи­тели, как реально действующие, так и вероятные. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.

Психическими стрессорами могут быть неудовлет­воряющие темпы продвижения по службе, конфликты, принятие особо ответственных решений, быстрая перестройка при резкой перемене стра­тегии поведения.

Индивидуальная выраженность стресса определяется в значитель­ной мере осознанием человеком своей ответственности за себя и за окружающих, его установкой на свою роль в создавшейся ситуации.

Установлена прямая зависимость частоты пульса от силы эмоцио­нального напряжения как следствия изменения степени ответственнос­ти человека.

Интересно в этом плане, что перед выходом корабля на лунную орбиту сердце американского астронавта Бормана билось с ча­стотой 130 ударов в минуту, а в момент посадки на Луну пульс другого астронавта — Армстронга — достиг 156 ударов в минуту вместо обыч­ных 77.

При обнаружении неисправности энергосистемы пульс у Эр­вина составлял 180 ударов в минуту. Можно было предположить, что это опасность вызывает такую реакцию.

Но это не так, поскольку во время спуска советского лунохода с посадочной площадки частота пульса у членов наземного экипажа также резко повысилась и достигла 130— 135 ударов в минуту, хотя никакой опасности для их жизни не было.

Скорее всего, такую реакцию вызывала ответственность. У перевод­чиков-синхронистов при работе в особо ответственных условиях часто­та сердечных сокращений подчас достигает 160 ударов в минуту, и здесь уже не приходится говорить о личной опасности (было установлено, что даже значительная физическая нагрузка не приводит у них к уча­щению пульса выше 145 ударов в минуту).

Так, учащение пульса у финансовых контролеров находится в пря­мой зависимости от степени их ответственности — при счете банкнот малого или большого достоинства.

При посадке самолета в неблаго­приятных условиях частота пульса нарастает у того пилота, который принимает решение о посадке, хотя степень опасности и осознание этой опасности одинаковы для всех членов экипажа. Еще один пример — менее острая ситуация.

Измеряли пульс у 30 тренеров футбольных ко­манд (24—50 лет) при помощи телеметрического контроля за пять ми­нут до соревнования и во время игры их команд. За пять минут сердце­биение у них повышалось в среднем на 42 удара в минуту, а во время игры — на 63 удара, частота пульса у тренера всегда превышала час­тоту пульса любого игрока на поле.

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы. Пер­вая — реакция тревоги — это фаза мобилизации защитных сил орга­низма.

У большинства людей к концу первой фазы отмечается повы­шение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д.

Вслед за первой наступает вторая фаза сбалансированного расходо­вания адаптационных резервов организма — стабилизация. Все па­раметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне.

При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается, однако если стресс про­должается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза — истощение.

Стресс является составной частью жизни каждого человека, и его нельзя избежать так же, как еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жизни». Весьма важно и его стимулирующее, созида­тельное, формирующее влияние в сложных процессах воспитания и обучения.

Но стрессовые воздействия не должны превышать приспо­собительные возможности человека, ибо в таких случаях могут возник­нуть ухудшение самочувствия и даже заболевания — соматические или невротические.

Остановимся немного подробнее на том, почему это происходит. Различные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному.

У од­них людей реакция активная — при стрессе эффективность их деятель­ности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности падает сра­зу («стресс кролика»).

Характер реакции тесно связан с возникающими вследствие стрес­са заболеваниями.

Обобщение клинических материалов привело вра­чей к выводу о широком круге воздействий стресса, который вызывает у людей преимущественно гипертоническую и язвенную болезни, а так­же некоторые другие формы сосудистой патологии с глобальными или локальными проявлениями, такими как инфаркт, инсульт, стенокардия, сердечная аритмия, нефросклероз, спастический колит и т. д.

Получе­ны доказательства того, что у человека, постоянно подавляющего вспышки гнева, развиваются различные психосоматические симптомы.

Хотя подавленный гнев и не единственная причина этих заболеваний, доказано, что он участвует в развитии ревматического артрита, кра­пивницы, псориаза, язвы желудка, мигрени, гипертонии.

По данным Института терапии РАН, в 80% случаев инфаркта миокарда ему пред­шествовала либо острая психическая травма, либо длительное психи­ческое напряжение.

Почему стресс вызывает соматические заболевания? Как уже было сказано, физиологические изменения при сильных эмоциях нередко связаны с избыточным энергетическим обеспечением как реакцией на непредвиденные обстоятельства.

Не столько физиологические пере­стройки при мобилизации резервов могут оказаться чрезмерными и истощающими, сколько психологические установки и личностная по­зиция человека существенно влияют на его состояние.

Врачи давно об­ратили внимание на связь преобладания конкретных эмоций с предрас­положенностью к определенным заболеваниям. Сердце чаще поражается страхом, печень — гневом и яростью, желудок — апатией и подавленным состоянием, а рвоты нарастают при беспокойстве.

Психологи и психиатры установили зависимость между соматиче­скими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а так­же психологическим климатом, в котором он живет и работает.

Если человек стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, то есть обладает повышенным уровнем при­тязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудис­той патологии.

Хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у лиц с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближайшему окружению.

Вместе с тем об­наружено, что к гипертонии могут приводить ситуации, которые не дают человеку возможности успешно бороться за признание окружающими собственной личности, исключая чувство удовлетворения в процессе самоутверждения.

Если человека подавляют, игнорируют, то у него развивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее его ежедневно «проглатывать обиду». Эти дан­ные позволяют, например, понять, почему среди черного населения США количество гипертоников в три раза больше, чем среди белого населения.

Для больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями типична за­вышенная самооценка, приводящая к таким особенностям личности, как индивидуализм, неудовлетворенность своим положением в жиз­ни (профессией, должностью), конфликтность, пристрастие к «вы­яснению отношений».

Это, как правило, люди сдержанные, скрыт­ные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходящиеся.

При неблагоприятной ситуации или в случае болезни они нередко раз­рывают свои социальные связи, замыкаются на анализе своих субъек­тивных ощущений, не только уменьшая количество контактов, но и делая их более поверхностными, поскольку для них характерны по­вышенная чувствительность к словесным раздражителям, особенно к порицаниям, уход от острых конфликтных ситуаций и от таких эмо­циональных факторов, как дефицит времени или элементы соревно­вания.

Для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раздра­жительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга.

Им свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверен­ностью в себе и в то же время повышенная требовательность к себе, мнительность.

Замечено, что эти люди стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой.

По теории Бергмана предполагается, что указанная тревога порождает состояние напряжения, которое может сопровождаться спазмами глад­ких мышц стенки пищеварительных органов и их сосудов, наступаю­щее ухудшение их кровоснабжения (ишемия) приводит к снижению сопротивляемости этих тканей, перевариванию желудочным соком и к последующему образованию язвы.

Важно обратить внимание на то, что вероятность возникновения повторных обострений заболевания тем больше, чем меньше скорректирована самооценка, связанная с указан­ными психологическими особенностями.

Мощность органических изменений при стрессе определяется обоб­щенной оценкой ситуации, а она, в свою очередь, тесно связана с мерой ответственности человека за порученное ему дело.

Признаки эмоцио­нального напряжения, обнаруживающиеся в ответственных ситуациях, особо усиливаются при отсутствии физической нагрузки.

Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чувство опаснос­ти являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают, кроме физиологических изменений, приводящих к сома­тическим заболеваниям, психические следствия эмоционального пере­напряжения — неврозы.

Невроз возникает при острейшем информационном дефиците, не­достатке сведений о возможности выхода из ситуации, мучительной для человека.

Когда создается конфликт между необходимостью раз­решать жизненную ситуацию и невозможностью ее решения, посколь­ку неизвестно как, то в этих условиях может развиться невроз.

Возни­кает такое функциональное состояние нервной системы, при котором резко возрастает чувствительность к сигналам от внешней и внутрен­ней среды.

Повышенная чувствительность выступает, с одной стороны, как механизм приспособления к недостатку информации, обеспечивая при­ток дополнительных сигналов, с помощью которых можно разрешить ситуацию.

С другой стороны, повышенная чувствительность делает человека более восприимчивым к любым раздражителям и проявляется как излишняя плаксивость, нетерпеливость, взрывчатость, а также в виде болевых ощущений в ответ на сигналы из внутренней среды, ко­торые ранее не воспринимались.

Невозможность внешнего проявления активности в целенаправлен­ном действии и перенесение силы активности на внутреннее движение составляет один из основных факторов, определяющих вегетативные нарушения при неврозах.

Поэтому существенным моментом снятия напряженности и облегчения состояния является обращение событий — изменение внутреннего движения на внешнее, и достижению этой цели могут способствовать все разновидности двигательной нагрузки.

Свойственная страдающему неврозом подчеркнутая эмоциональ­ность может привести к «бегству в болезнь», заменяющему разреше­ние конфликта.

Уход в болезнь удобен в том смысле, что избавляет человека от необходимости принимать решения, переключая его вни­мание на заботу о своем здоровье и снижая тем самым на время акту­альность травмирующей ситуации.

В основе большинства неврозов обнаруживается внутренний конф­ликт, ощущение своей вины, своего упущения, вследствие которого и возникла травмирующая ситуация.

Переживания становятся источни­ком невроза лишь в том случае, если они особо значимы, занимая цен­тральное место в системе отношений личности к действительности.

Эмоциональный конфликт при заболевании неврозом по своей при­роде социален. Человек заболевает не потому, что он стал жертвой не­справедливости, а потому, что проявленная по отношению к нему не- яраведливость (действительная или кажущаяся) нарушила его представления о справедливости, его веру в добро и зло, в смысл чело­веческого существования.

Громадное значение для психического и физического здоровья име­ет эмоциональный клип-а г на работе и дома. Настроение каждого во многом зависит от настроения окружающих, от их отношения, прояв­ляющегося в словах, в мимике, в поступках.

Общаясь с людьми, невольно заражаешься их оптимизмом или унынием. Наиболее очевид­ные проявления благоприятной атмосферы, способствующие продук­тивности совместной деятельности людей, — внимание, расположен­ность, симпатия человека к человеку.

Одной из причин напряжения может быть и слишком тесное прину­дительное общение людей. Травмирующее воздействие определяется в этом случае тем, что сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывают информативную ценность каждого из членов группы, что в конечном счете приводит к напряженности и стремлению к изоляции.

Стрессовые факторы могут действовать двояко: усиливать или ослаблять сплоченность группы, что проявляется в характере поведе­ния ее в конфликтной ситуации.

Взаимопомощь, забота о других в стрес­совой ситуации способствует возникновению взаимной симпатии и ро­сту сплоченности и солидарности группы.

При усилении сплоченности группы даже возникший конфликт «замыкается на какой-нибудь вне­шний объект», например на любое лицо, не входящее в состав группы, а при ослаблении возникает конфликт между ее членами.

В тех случа­ях, когда такой конфликт открыто не реализуется, повышается стрем­ление к уединению любыми способами, в том числе принятием позы, позволяющей не встречаться взглядом. Эффективным средством сня­тия нагрузки в этом случае служит некоторая относительная изоля­ция — физическая или социальная.

Определенный уровень эмоционального возбуждения обеспечива­ет повышение эффективности деятельности человека. В то же время эмоциональное перенапряжение может привести к снижению трудо­способности человека.

Р. Иеркс и А. Додсон установили, что зависи­мость продуктивности деятельности от уровня связанной с ней актива­ции может быть описана и П-образной кривой.

По мере увеличения эмоционального возбуждения продуктивность вначале растет быстро, а затем ее рост замедляется и, начиная с некоторого критического уровня, эмоциональное возбуждение уже ведет к падению уровня продуктив­ности — вначале медленному, затем резкому.

Указанная зависимость неоднократно подтверждалась в психоло­гических исследованиях, и чем сложнее и труднее деятельность, тем раньше наступает критическая точка спада продуктивности.

В этом случае снижение работоспособности проявляется в постоянном чувстве усталости, вялости, несвежести, иногда и сонливости.

Одновременно снижается способность к концентрации внимания, наблюдаются рассе­янность и затруднения в запоминании.

Если в этих условиях человек должен читать, то чтение может стать чисто механическим, без усвое­ния содержания прочитанного.

Эмоциональная реакция перестает быть адекватной силе раздражителя: она слишком повышается при незначи­тельной удаче и резко ухудшается при малейшей неудаче. Человек ста­новится нетерпеливым и плохо переносит ожидание.

Для одних людей более характерна активная реакция на стресс, а для других — тормозная. При активной реакции мыслительные процессы могут измениться в сторону схематизации, обобщения ситуации с вы­делением главных аспектов приложения усилий.

Гиперактивная, им­пульсная реакция, порождая суетливость и неоправданную спешку, приводит к увеличению количества ошибок при сохранении или даже возрастании темпа деятельности.

Тормозная реакция ведет к замед­ленному выполнению мыслительных операций, повышению инерцион­ности при выработке новых навыков или переучивании.

Эмоциональное перенапряжение приводит к сужению объема вни­мания и ухудшению способности его переключения и распределения, тем самым оно затрудняет доступ сознания к значимой информации во всем ее объеме.

Не только недостаток информации ведет к эмоциональному пере­напряжению, которое неблагоприятно сказывается на эффективности труда и состоянии здоровья человека, но и полная информированность, стереотипность ситуации.

Порождая чрезмерный автоматизм, привыч­ность, монотонность, устраняя эмоции вообще, она приводит к состоя­нию безразличия, скуки — тогда труд становится утомительным и его продуктивность падает. Следует иметь в виду, что любимая работа не вызывает быстрого утомления и реже приводит к переутомлению.

Также следует иметь в виду, что при сильном эмоциональном воз­буждении человек неадекватно оценивает ситуацию: хороший прогноз становится еще более оптимистичным (головокружение от успехов), а плохой — еще более мрачным.

Только достаточная информированность позволяет правильно определить личную значимость события, поэтому эффективным сред­ством сдержанности является предвидение. Чем большим объемом информации по волнующему вас вопросу вы владеете, тем меньше вероятность эмоционального срыва.

Отсюда следует, что всеми си­лами надо увеличивать объем сведений о волнующей вас проблеме. Информированность должна быть разноплановой.

Полезно заранее подготовить отступные стратегии — это снижает излишнее возбуж­дение и делает более вероятным успех на генеральном направлении решения задачи.

Запасные стратегии уменьшают страх получить не­благоприятное решение и тем способствуют созданию оптимального фона для решения задачи.

При некоторых обстоятельствах, когда продолжение усилий пре­вращается в бессмысленные попытки «прошибить стену лбом», чело­веку полезно временно отказаться от действий по немедленному дости­жению цели, смириться с неизбежным, осознать реальную ситуацию и свое поражение.

Тогда он сможет сберечь силы для новой попытки в более благоприятной обстановке.

В случае поражения можно произвести общую переоценку значи­мости ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъек­тивной значимости события помогает отойти на заранее подготовлен­ные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья.

Неслучайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне мужество, чтобы спра­виться с тем, что я могу сделать, дай мне силы, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Попытки повлиять на очень взволнованного человека при помощи уговоров, как правило, оказываются безуспешными.

Их тщетность обу­словлена тем, что из всей информации, сообщаемой волнующемуся со­беседнику, он выбирает, воспринимает, запоминает и учитывает толь­ко приемлемое для его доминирующего эмоционального состояния.

Поэтому стремление успокоить человека, убедить в том, что предмет любви не заслуживает его внимания, может вызвать у него лишь обиду и представление, что его не понимают.

Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, сле­дует помочь ему разрядить эмоцию. Не надо перебивать раздраженно­го человека, лучше дать ему выговориться до конца, иначе он повысит голос, станет грубить, сорвется.

Когда человек выговорится, его воз­буждение снижается, и в этот момент появляется возможность управ­лять им, направлять его, разъяснять ему что-либо.

Никто не застрахован от несчастных случаев, невосполнимых по­терь, трудноразрешимых ситуаций. И здесь целесообразно не ограни­чиваться переживанием, не концентрироваться на нем, не уступать де­прессии и безразличию, а действовать, искать выход, пробовать все новые и новые варианты.

Неблагоприятное воздействие моральных перегрузок усиливается при физических «недогрузках». Чем более напряженным был день, тем большую физическую нагрузку желательно дать себе по его оконча­нии.

Если уменьшение нервных нагрузок не всегда зависит от нас (хотя во многом и это дело управляемое), то физические нагрузки регулиру­ются нами всецело, поэтому полезно, как учил И. П. Павлов, «страсть вогнать в мышцы».

Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движе­нии иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-либо.

Для того чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку: выколотить пыль из ковров, пойти домой пешком и т. д.

Например, при ожидании экзамена или очень важной встречи легче переносить внутреннее напряжение, если просто прохаживаться туда и обратно, чем сидеть в полной неподвижности. Непроизвольное сокращение от­дельных мышц (тик), возникающее у многих в момент волнения, является рефлекторно укрепившейся формой разрядки эмоционального на­пряжения.

Как только человек начинает двигаться, волнение уменьша­ется.

Тяжелую утрату ничем нельзя восполнить. Чтобы помочь человеку пережить ее, следует способствовать формированию у него новой до­минанты.

Новый доминантный центр возбуждения в коре головного мозга может подавить или хотя бы ослабить очаг возбуждения, связан­ный с психической травмой.

Одна из важных особенностей доминант­ных процессов состоит в том, что при одновременном существовании двух доминантных очагов происходит взаимное ослабление их силы.

Известны случаи, когда человек, у которого был невроз вследствие внутреннего конфликта, внезапно выздоравливал, оказавшись перед лицом реальной физической угрозы или узнав, что угроза нависла над близким ему человеком.

Для управления своими чувствами и чувства­ми других людей целесообразно пользоваться обходными маневрами, самоотвлечением и переключением на другие цели.

Так, переживание неудачи в личной жизни может быть ослаблено общественной работой, художественной или научной деятельностью.

В основе переключения лежит активное создание новой доминанты, в результате ее усиления создается субъективная возможность отвлечения внимания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)