Компоненты массового информационного процесса

Выявив признаки массового информационного процесса, мы имеем возможность перейти к выяснению его структуры. Прежде всего следует отметить, что массовый информационный процесс многокомпонентен и включает в себя: субъект и объект процесса, операции, средства, условия и результаты информационной деятельности.

Субъектом выступают юридические и физические лица, которые получают, хранят, преобразуют и затем передают информацию.

Субъекты — это получатели информации (ученые, специалисты производства, руководители предприятий, государственные, общественные и политические деятели и т. д.), ее хранители (коллективы архивов, информационных центров, редакций и т. д.), переработчики (работники вычислительных центров, статистики, журналисты и т. д.), многочисленные потребители информации, использующие ее в организационной, производственной, социально-политической, научно-исследовательской, педагогической и других видах деятельности.

Объектом массовых информационных процессов является тот или иной фрагмент действительности, находящийся во взаимодействии с субъектом и ставший для него источником информации.

В этом смысле в качестве объектов информации выступают предметы и явления, отношения и процессы, присущие социальной форме движения материи, а также другим его формам, поскольку они вовлечены в орбиту социальной жизни, познаются, преобразуются и используются человеком и обществом в целом.

Операции, как компонент информационного процесса, представляют собой целесообразную деятельность по переработке исходной информации в конечную, предъявляемую потребителю.

Обычно выделяют три уровня обработки информации:

  • сбор первичных данных (этот уровень обеспечивает выявление и регистрацию сведений и предметах и процессах, характеризующих функционирование объекта);
  • группировка и обобщение первичных данных в разных разрезах с целью получения укрупненных показателей;
  • выделение систематизированной по различным направлениям (областям, сферам) информации для последующей утилизации.

Средства информационного труда — это совокупность предметов, которые субъект информационного процесса помещает между собой и объектом.

Например, технические средства работы с информацией: средства для получения и отображения информации, средства фиксации и хранения информации, средства дублирования информации, средства связи, коммуникационные средства и т. д.

Что касается условий и результатов информационной деятельности, как представляется, они не нуждаются в дополнительном определении.

Массовые информационные процессы как составная часть социальных процессов функционируют в обществе на основе ряда закономерных тенденций:

  • целенаправленность движения массовой информации и периодическая смена состояния (содержания) информационных потоков;
  • несоответствие между ожидаемым и реальным результатом воздействия массовой информации на массовую аудиторию;
  • наличие этапов (создание, распространение, потребление) массовой информации) и последовательность стадий в процессе ее восприятия, обусловленных наличием информационных барьеров («фильтров»);
  • многофакторность (зависимость от объективных условий и субъективных факторов) функционирования массовых информационных процессов в социальной среде.

Таким образом, в рамках исследовательской парадигмы можно трактовать массовые информационные процессы как ассиметричную, синхронную, опосредованную средствами массовой информации и коммуникации форму социального общения — упорядоченного и управляемого функционирования массовой информации в обществе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)