Инфраструктура СМИ

Система средств массовой информации, как и любая другая система, неразрывно связана с условиями своего существования: материально-техническими, экономическими, социально-политическими, условиями духовной жизни, обусловливающих их типологические признаки.

Так, изъянами экономической политики порождена вялая приватизация материально-технической базы печати, телевидения и радиовещания, что позволяет государственным чиновникам держать под контролем многие органы массовой информации, ограничивая свободу прессы, а вместе с этим и массу читателей, телезрителей и радиослушателей, к ней обращающихся.

Экономический кризис, охвативший общество, коснулся печати, других средств массовой информации. Многие из них стали убыточными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы выжить, покрыть убытки информационного производства, редакции не только активно занимаются рекламой, но и организуют промышленные, торговые и иные предприятия, сдают редакционные помещения в аренду и др.

Интересно
В конце ХХ века многим редакциям пришлось прибегнуть к совместной акции протеста против экономической политики правительства по отношению к прессе. В конце концов изданиям были обещаны госдотации, некоторые льготы, но проблема так и не была решена, хотя в правительстве давно лежат предложения по урегулированию экономического механизма в средствах массовой информации, в основу которых положен богатый зарубежный опыт.

Конфликтная ситуация возникла вскоре и в системе телевещания в связи с невыплатой задолженности за услуги связи. Угроза прекращения передач нависла над многими телерадиопрограммами.

Экономические трудности населения, по данным социологических исследований, являются главной причиной резкого сокращения тиражей, подписки на массовые издания среди значительной части аудитории.

С другой стороны, успешно развивается пресса для «деловых людей», учитывая самые разнообразные запросы своих читателей.

Наряду с экономическими условиями существенное влияние на систему массовой информации оказывают условия политической и духовной жизни общества. Политические свободы, в том числе свобода печати, провозглашены, но механизм их осуществления далек от совершенства.

В результате разные политические силы имеют разные возможности выражать свои взгляды, влиять на массовый информационный процесс, а через него — на политическую жизнь общества, а также разные возможности удовлетворять свои потребности в интересующей их информации.

Отсюда — одномыслие в духовной сфере продолжает по существу быть нормой для ряда государственных и иных органов информации, особенно для телевидения и радиовещания.

Неразрывная связь системы средств массовой информации с духовной деятельностью (создание новых духовных продуктов) и духовно-практической (образование, воспитание, управление) проявляется в действующем в масштабе всего общества механизме обогащения духовного потенциала общества и его освоения личностью, различными общественными группами, организациями — всеми социальными субъектами.

Если личность, любой другой участник социальных преобразований не будет иметь возможности через информационный процесс влиять на содержание духовного потенциала общества, обогащать его своей познавательной и иной творческой деятельностью, то такое общество обречено.

С другой стороны, если член общества, потенциальный потребитель информации, не имеет доступа к содержанию информационного процесса, то он не сможет своевременно и объективно осознать реальные условия своего существования, тенденции существенных перемен в этих условиях, их динамику, правильно оценить происходящее и выработать соответствующие цели и способы своей деятельности, своевременно их откорректировать.

Характеризуя инфраструктуру СМИ, важно подчеркнуть, что вся эта система «работает» на единый конечный результат:
на удовлетворение потребностей членов общества в массовой информации. Важно отметить, что участник массовой информационной деятельности, получая и производя информацию, может стать активным участником процессов общественной жизни.

В результате создается, поддерживается и развивается такая совокупность информационных отношений в масштабе всего общества, которая обеспечивает обмен информацией между индивидами (общение), между субъектами идеологических, политических, организационных (образование, воспитание, управление), а также иных общественных отношений в рамках субъективного фактора исторического процесса.

В частности, между личностью, группой и обществом; субъектами духовной и духовно-практической деятельности; между поколениями и др.

Демократическое общество, стремящееся к прогрессу, должно иметь широкую систему информационных отношений, в которую включены все творческие силы, все участники социальных преобразований. И совокупности средств массовой информации необходимо работать на достижение такого масштабного результата, удовлетворяя тем самым потребности в массовом информационном процессе всех и каждого и сохраняя себя тем самым как целостную организованную систему.

Целостность системы СМИ нарушается тогда, когда личность не имеет возможности через массовую информационную деятельность обогащать содержание духовного потенциала общества, влиять на общественное мнение, другие состояния общественного сознания, на политические, идеологические и иные общественные отношения.

Целостность системы средств массовой информации подвергается сейчас большому испытанию на прочность не только под воздействием среды, в которой она функционирует, но и под влиянием ее собственных компонентов, из которых она состоит.

Речь идет о материально-технической базе средств массовой информации, экономическом механизме СМИ, редакционной и информационной подсистемах, аудитории.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)