Коммуникационная функция маркетинга персонала

Коммуникационная функция маркетинга персонала нацелена на установление путей покрытия потребности в персонале и их реализацию, а также представление преимуществ организации как работодателя, т. е. формирование положительного имиджа организации как работодателя.

Коммуникационная функция направлена на:

  • сотрудников организации, которые выступают в качестве участников внутреннего рынка труда, а также служат носителями имиджа организации;
  • внешний рынок труда, рассматриваемый с точки зрения комплексного источника потенциальных претендентов;
  • систему управления организации, являющейся основным фактором влияния на формирование положительных или отрицательных суждений.

Основная цель коммуникационной функции – установление способов удовлетворения потребности в персонале. Для компенсации потребности в персонале выбирают – способы его приобретения у определенного источника.

Источники покрытия потребности в персонале могут быть внешними и внутренними по отношению к организации-работодателю

Внутренними источниками являются сотрудники, уже работающие в организации. Для того, чтобы определить пригодность этих источников, необходимо рассмотреть их преимущества и недостатки.

Преимуществами внутренних источников являются:

  1. Появление шансов для служебного роста.
  2. Стабильность кадров.
  3. Улучшение социально-психологического климата.
  4. Низкие затраты на привлечение и адаптацию кадров.
  5. Претендентов хорошо знают, а они понимают, что от них ждет руководство организации.
  6. Освобождение занимаемой должности способствует карьере молодых кадров,
  7. Возможность повышения квалификации.
  8. Повышение мотивации и степени удовлетворенности трудом.
  9. Решается проблема занятости собственных кадров.

Недостатки внутренних источников:

  • ограничение возможности для выбора кадров,
  • появление возможности соперничества в коллективе,
  • появление «панибратства» при решении деловых вопросов,
  • возникновение потребности в повышении квалификации, что связано с дополнительными затратами;
  • снижение активности рядового работника;
  • количество переводов на новую должность не удовлетворяет потребность в кадрах, т. е. может появиться новая потребность в поиске сотрудника на место переведенного на новую должность.

Основные методы набора персонала из внутреннего источника:

  1. Внутренний конкурс – информирование о вакансиях, требованиях к ним, уровне оплаты труда, способов мотивации и перспектив служебного роста персонала организации и предложение участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности.
  2. Совмещение профессий (совместительство) – выполнение сотрудником организации регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
  3. Ротация – осуществление перевода сотрудника с одной должности на другую в пределах одной организации, т. е. процедура перемещения персонала по горизонтали или по вертикали – на новую более высокую должность с целью сохранения и приумножения профессионального опыта и основных профессионально–квалификационных ценностей работника.

Внешними источниками привлечения персонала являются все потенциально возможные сотрудники, которые не работают на этот момент времени в данной организации, но обладают квалификационными, личностными и деловыми качествами, соответствующим требованиям, предъявляемым организацией для успешного выполнения работы.

К преимуществам этого источника относят:

  • более широкие возможности выбора;
  • появление новых импульсов для развития организации;
  • новый человек, как правило, легко добивается признания;
  • прием на работу покрывает абсолютную потребность в кадрах;
  • меньшая угроза возникновения интриг внутри организации.

Недостатки этого вида источника привлечения персонала:

  • более высокие затраты на привлечение кадров;
  • высокий удельный вес работников, принимаемых со стороны, способствует возрастанию текучести кадров;
  • ухудшение социально-психологического климата в организации среди давно работающих сотрудников;
  • высокая степень риска при прохождении испытательного срока;
  • недостаточное знание организации;
  • длительный период адаптации;
  • блокирование возможностей служебного роста для работников организации;
  • нового работника плохо знают в организации.

К методам набора персонала из внешних источников относят:

  1. Привлечение с помощью сотрудников организации, распространяющих информацию о вакансиях.
  2. Организация сотрудничества с учебными заведениями в рамках информирования о компании и вакансиях (со стороны организации) и предоставления кандидатов на вакантные должности (со стороны учебного заведения).
  3. Поиск кандидатов с обращением в государственные центры (службы) занятости; или частные агентства по найму (кадровые агентства).
  4. Участие в ярмарках вакансий.
  5. Самостоятельный поиск через средства массовой информации (в основном, газеты «Хорошая работа», «Работа для Вас», «Из рук в руки», «Работа в нашем городе», «Работа сегодня на Кубани», «Работа сегодня») и Интернет (поиск персонала через сайты www.job.ruhttp://www.personaljob.ru/, http://krasnodar.hh.ru/, http://gazetakariera.ru/, http://krasnodar.rabota.ru/, http://job.yuga.ru/, http://93.ru/job/, http://23.rjob.ru/).
  6. Переманивание лучших работников из других организаций (хэдхантинг – «охота за головами»).

При определении путей удовлетворения дополнительной потребности в персонале по степени участия организации в процессе приобретения сотрудников обычно выделяют две разновидности: активные и пассивные.

Специалисты выделяют следующие активные способы восполнения потребности в персонале:

  • набор персонала непосредственно в учебных заведениях посредством заключения двусторонних соглашений как с данным учебным заведением, так и с участником обучения;
  • представление заявок по вакансиям в местные или межрегиональные службы занятости;
  • использование услуг консультантов по персоналу и специализированных посреднических фирм по найму персонала;
  • вербовка нового персонала через своих сотрудников. Это происходит главным образом в трех направлениях: вербовка кандидатов из семейного круга сотрудников; вербовка кандидатов в других организациях; вербовка в учебных заведениях;
  • заключение лизинговых соглашений с другими работодателями на определенных условиях предоставления кадровых ресурсов.

К пассивным способам покрытия потребности в персонале относятся:

  • размещение информации о вакантных местах через рекламные объявления в средствах массовой информации и специальных изданиях;
  • ожидание претендентов после проведения рекламной кампании местного характера.

Реализация выбора путей компенсации потребности в персонале происходит поэтапно:

  1. Установление источников покрытия потребности.
  2. Определение путей привлечения персонала.
  3. Анализ источников и способов с точки зрения их соответствия требованиям качественных и количественных параметров потенциальных сотрудников, а также затрат, связанных с использованием того или иного источника и возврата привлечения персонала.
  4. Выбор альтернативных или комбинированных вариантов источников и путей.

Коммуникационная и информационная функции позволяют реализовать в организации маркетинговую концепцию управления персоналом, предполагающую четкое определение требований к сотруднику, его социальных потребностей в процессе профессиональной деятельности и обеспечение удовлетворения этих требований и потребностей более эффективными, чем у конкурентов, способами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)