Концепция и принципы управления персоналом

Наличие в организации персонала не обозначает, что компания достигнет поставленной цели и будет успешно развиваться. Необходимо приложить много сил и времени, чтобы добиться планируемых результатов, т. е. необходимо научиться управлять людьми. В настоящее время существует множество позиций ученых относительно этого понятия.

Например, А. Я. Кибанов предлагает рассматривать управление персоналом в качестве целенаправленной деятельности руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая должна включать разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.

Российский ученый С. В. Шекшня приводит следующее определение: «Управление персоналом – это обеспечение организации необходимым числом работников, выполняющих требуемые производственные функции»

Интересный взгляд на изучаемое понятие предлагают Ю. Г. Одегов и П. В. Журавлев. С их точки зрения, персонал предстает как одно из конкурентных богатств, которое нужно развивать, мотивировать и использовать вместе с другими ресурсами, с целью достижения ее стратегических целей – в этом заключается сущность управления персоналом.

Анализируя различные точки зрения, можно предложить следующее определение: управление персоналом организации – это совокупность принципов, методов и средств целенаправленного воздействия на персонал, которое должно обеспечить максимальное использование его интеллектуальных и физических способностей при выполнении трудовых функций для достижения целей организации.

Основная цель управления персоналом – эффективное использование человеческих ресурсов в соответствии со стратегией развития организации.

Поставленная цель предполагает изменение отношения к службам управления персоналом. Во–первых, необходимо пересмотреть организационный статус этого подразделения, выполняемые функции и полномочия работников. Во–вторых, повысить профессиональный уровень кадровых специалистов (к сожалению, очень часто такие сотрудники не имеют профильного образования и с трудом представляют, что должен делать кадровик). В–третьих, организовать систему взаимодействия всех подразделений организации для формирования эффективной кадровой политики.

Специалистами в области управления персоналом разработана концепция управления персоналом, которая представляет собой систему теоретико–методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно–практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций.

Концепция управления персоналом состоит из трех основных видов деятельности:

  1. Разработка методологии управления персоналом.
  2. Формирование системы управления персоналом.
  3. Разработка технологии управления персоналом.

Первый этап – разработка методологии – рассматривает сущность персонала как объекта управления в организации, а также процесс формирования поведения работников, соответствующего целям и задачам организации, методы и принципы управления персоналом. Методология управления персоналом учитывает цели, подходы, ориентиры, ограничения, пути, средства, методы, приоритеты, оценки, критерии, и альтернативы.

Второй этап – формирование двух подсистем управления персоналом – линейного руководства и функционалом. Третий этап – разработка технологии управления персоналом – предполагает разработку системы целей, средств и способов оказания управляющего воздействия на персонал, т. е. это конкретные мероприятия или инструменты воздействия на сотрудников для решения поставленной цели организации.

Основные мероприятия, входящие в технологию управления персоналом:

  • формирование кадровой политики организации;
  • разработка профессионально-квалификационных моделей, требований к персоналу по должностям и профессиям;
  • набор и отбор персонала;
  • участие в определении заработной платы и льгот, организация системы стимулирования труда;
  • профориентация и адаптация персонала;
  • расстановка, продвижение персонала (управление деловой карьерой);
  • профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала;
  • оценка результатов его трудовой деятельности и персонала;
  • анализ эффективности деятельности персонала и рынка труда;
  • совершенствование работы с персоналом в организации;
  • высвобождение персонала и другие.

Кроме того, Т. Ю. Базаров предлагает технологию управления персоналом по целям разделить на:

  1. Технологию формирования персонала.
  2. Технологию поддержания работоспособности персонала.
  3. Технологию обеспечения инновационного процесса.

Эффективное управление персоналом предполагает, прежде всего, соблюдение принципов, т. е. правил или основных положений и норм, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.

Выделяют следующие принципы управления персоналом:

  1. Научность. В процессе изменения законов развития общества концепция управления персоналом предполагает постоянное обновление, т. е. разработка кадровых мероприятий должна быть основана на достижениях науки в области управления, необходимо пользоваться актуальной и современной информацией.
  2. Обусловленность функций управления персоналом целями организации.
  3. Плановость. Эффективное управление как в целом организацией, так и отдельно персоналом предполагает на начальном этапе разработку плана действий относительно выполнения цели компании; при этом планирование должно быть постоянным, разного уровня (стратегическим, тактическим и оперативным), а также гибким.
  4. Экономичность. Принцип предполагает планирование и реализацию системы управления персоналом, которая должна быть экономически выгодна благодаря частичному сокращению затрат на управление в общих издержках на один элемент произведенной продукции.
  5. Оперативность, которая заключается в своевременном принятии кадровых решений в организации, позволяющих повысить качество в целом системы управления персоналом. Оперативность связана с возможностью оперативно собирать и распространить информацию среди персонала организации, выявлять возможные разногласия и устранять их.
  6. Оптимальное соотношение управленческих ориентаций.
  7. Единство распорядительства предполагает четкое правило – у одного работника один начальник, т. е. сотрудник получает задание и отчитывается о его выполнении одному человеку.
  8. Перспективность. Для того чтобы организация имела высокопрофессиональный сплоченный коллектив, необходимо разработать и показать каждому работнику его перспективы. Это могут быть как карьерный рост, так и профессиональное развитие, свободный график, личный кабинет и прочее. Помимо этого, необходимо учитывать перспективы самой организации.
  9. Сочетание коллегиальности и единоначалия (централизации и децентрализации). Принцип ориентирует на поиск «золотой середины» в управлении персоналом, т. е. необходимо определить баланс количества централизованного принятия управленческих решений и количества решений, принимаемых коллегиально. На это влияет множество факторов, начиная от внешних (экономических, политических, социальных) и заканчивая внутренними (качественный состав персонала, вид трудовой деятельности, личные характеристики руководителя, оперативного принятия решения).
  10. Справедливое вознаграждение провозглашает систему оплаты труда сотрудников на основании индивидуальных или коллективных показателей трудовой деятельности, которая обязательно должна включать компенсацию трудовых затрат.
  11. Простота и прозрачность. Сущность этих принципов состоит в том, что чем они проще и понятней для работников система управления персоналом, тем она эффективнее. Прозрачность предусматривает доступную, содержащую единую терминологию информацию, отражающую все виды деятельности каждого подразделения, систему стимулирования и мотивации и т. д., для каждого сотрудника.
  12. Постоянство состава персонала. Главным показателем, отражающим эффективность управления персоналом в организации, является коэффициент текучести кадров. Если он растает, то это свидетельствует о постоянном обновлении персонала, что является не эффективным с точки зрения экономических, временных, психологических затрат для организации. Компания эти затраты терпит при поиске и приеме на работу нового сотрудника, его адаптации, обучении, включении в коллектив. Поэтому чем стабильнее коллектив, тем эффективнее деятельность компании.
  13. Оперативность. Принцип связан с постоянным изменением внешней и внутренней среды организации, в рамках которых необходимо принимать быстрые и обоснованные управленческие решения, предупреждающие и оперативно устраняющие негативные отклонения, связанные с управлением персоналом.
  14. Контроль исполнения решений. Принцип провозглашает правило: есть решение, должен быть контроль, который должен осуществляться в различных формах.
  15. Комплексность. В управлении персоналом в организации, необходимо использовать все перечисленные принципы.

Таким образом, концепция управления персоналом – это сложная система, включающая в себя методы, принципы, формы, инструменты управления персоналом, которые позволяют эффективно принимать кадровые управленческие решения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)