Креативный класс и теория трех Т

В последние десятилетия наблюдается повышенный интерес к изучению экономических и других эффектов культурных индустрий.

Интересно
Стало очевидно, что они оказывают влияние на темпы роста валового внутреннего продукта и занятости, могут увеличить конкурентоспособность страны во внешней торговле, а также способствуют регенерации и формированию имиджа креативных городов, что привлекает бизнес и инвестиции.

Некоторые авторы признают, что культурные индустрии имеют важное влияние на экономику и общество и вводят новую концепцию экономического роста и развития, а также то, что они являются одним из немногих секторов, который в будущем предполагает динамическую разработку (С. Лаш и Дж. Урри, Р. Янсен, Дж. Пайн и Дж. Гилмор).

Иногда считается, что эти тенденции представляют собой «культуризацию» экономики (А. Эллмейер), или «креативизацию» экономики (Г. Рикалович и Х. Микич).

Они подчеркивают центральную роль, которую отрасли культуры играют в формировании креативной экономики (ПРООН, Дж. Хокинс, Р. Флорида, Конференция Совета Канады).

Впоследствии новые подходы к анализу вложений культурных индустрий в общественное развитие перенесли акцент на производственную структуру творческих человеческих ресурсов, занятых в сфере культуры и экономики в целом (креативный класс).

Этот подход тесно связан с предыдущими разработками в рамках современной городской социологии.

Понятие «креативный класс» было разработано и представлено американским экономистом, географом и социологом Ричардом Флоридой в работах «Подъем креативного класса.

И как он видоизменяет работу, досуг и повседневную жизнь» (2002) и «Полет креативного класса: Новая глобальная конкуренция за таланты» (2005).

Креативный класс рассматривается как новый фактор экономического роста, и основной посыл заключается в том, что креативный класс приносит экономический рост для стран, которые могут привлекать людей, стимулировать условия для технологий и толерантны, согласно так называемой теории трех «Т».

Теория трех «Т» базируется на трех ключевых факторах роста: креативный класс (талант), толерантность и высокие технологии.

Она утверждает, что инвестиции в творчество, концентрация рабочей силы в творческих профессиональных группах и технологические инновации стали основной силой роста креативной экономики.

Исследования Р. Флориды показали, что метрополии, добившиеся высоких достижений в инновационных сферах экономики (а это часто имело взрывной характер), основывают свой успех на развитии так называемого креативного класса, то есть местным администрациям удалось создать комфортные условия для удержания талантливых людей.

Они в свою очередь привлекли других талантливых людей, в итоге высокая концентрация креативности сформировала атмосферу, благоприятную для рождения идей и создания уникальных совместных проектов.

Во многом это объясняется потребностью творческих людей искать себе подобных. Наиболее эффективные условия для их взаимодействия обеспечиваются в кластерных образованиях.

Толерантность также подразумевает открытость среды для взаимодействия внутри и воздействия извне, свободу мнений и суждений, позволяющую максимально полно раскрыть таланты людей.

Собственно к креативному классу Р. Флорида предлагает относить ученых, инженеров, архитекторов, дизайнеров, преподавателей вузов, представителей творческих профессий, а также управленцев, финансистов, юристов и т.д.

А привлекательность города для данного контингента, согласно теории трех «Т», исчисляется с помощью индексов богемы (количество людей, занимающихся творчеством профессионально), доступности рекреационных ресурсов, социальной обеспеченности, таланта (пропорция населения старше 18 лет, имеющего степень бакалавра), занятости населения в высокотехнологичном производстве, социального разнообразия и социальной сплоченности.

Несмотря на спорность обоснованности некоторых способов расчета, такая попытка измерения творчества позволила выделить его в качестве важнейшего фактора роста в глазах экономистов и политиков.

Основой для формулирования Теории трех «Т» стала эконометрическая оценка на примере 219 районов в Соединенных Штатах.

Согласно этому исследованию, был показана высокая корреляция между этими параметрами и экономическими показателями регионов, измеряемыми уровнем занятости и средней заработной платы.

Интересно
Исследования на эту тему инициировали в научной общественности активные споры об обоснованности экономических выводов теории трех «Т», разделяя исследователей на авторов, которые критически опровергают эту теорию, и авторов, которые ее подтверждают.

Поскольку обе группы с набором эмпирических результатов находят обоснование для своих взглядов, вопрос креативного класса по-прежнему вызывает противоречивые выводы и заключения.

Результаты серии эмпирических исследований подтверждают прямой и косвенный положительный вклад креативного класса в экономический рост городов и урбанизированных регионов (Т. Ли и Р. Флорида, В.К. Андресен и М. Лоренцен, Х.К. Хансен, Н. Клифтон, К. Мелландер и Р. Флорида, М.С. Гертлер и др.), а также сельской местности (Т.Р. Войан и Д. Макгранахан).

Между тем большинство критических замечаний Теории трех «Т» касается:

  • введения понятия «креативный класс» вместо «человеческого капитала» (Э. Глэйзер);
  • попыток снизить творческий потенциал номенклатурой профессий;
  • потока заявлений о профессиональной квалификации как неотъемлемой части существования креативного класса;
  • идеи о том, что творчество происходит в процессе осуществления определенных профессиональных действий, квалифицируемых как творческие (А. Маркусен);
  • неясности понятий, определений и причинно-следственных взаимосвязей между критическими факторами экономического роста (Н. Клифтон);
  • а также тезиса о том, что концентрация креативного класса способствует ускорению экономического роста (В. Купке).

Противники Р.Флориды даже организовали анонимное обществ борьбы против креативного класса, члены которого убеждены, что через концепцию трех «Т» властями навязывается мифологическая парадигма, не отвечающая требованиям времени.

По их мнению, налогоплательщики Торонто из своего кармана оплачивают проекты ученого, в то время как общество нуждается в улучшении социальных условий жизни.

Впрочем, такая ситуация непринятия не противоречит теории: общество с трудом воспринимает новшества если креативный класс в нем недостаточно развит.

Вместе с тем само понятие класса провокационно, поскольку оно выделяет в обществе категорию полезных экономическому развитию людей, а остальные автоматически причисляются к обслуживающему персоналу.

Креативный класс и теория трех Т

В 2015 году Мартинским институтом благосостояния (Университет Торонто) на основе теории Р.Флориды было проведено исследование «Глобальный индекс креативности-2015», некоторые данные из него указаны в Таблице 3.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)