Ключевые качества лидера

Издавна мыслители и ученые отмечали, что лидерам присущи особые, обеспечивающие способность к оказанию эффективного воздействия на других. Как уже было отмечено, теория лидерских качеств является самим ранним подходом в изучении и определении лидерства. На сегодняшний день существует множество подходов и классификаций, ставящих целью определения именно тех качеств, которые имеют наибольшее значение для лидера.

Интересно
Интересно, что перечни качеств, определенные разными учеными, зачастую оказываются не просто непохожими, а кардинально различными. В значительной степени данное обстоятельство связано с многогранностью и неисчерпаемостью феномена лидерства. Например, американский психолог К. Берд в 1940 году составил список из 75 черт, которые различные исследователи определяли как «лидерские». Среди них были инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие и т.д.

Р.М. Стогдилл, первым сформулировавший научное определение дефиниции «лидерство», отмечал, что лидеру должны быть присущи такие характеристики как высокий социальный статус, высокий интеллект, стремление к знаниям, надежность, ответственность, активность и социальное участие, значимость которых определяется конкретной ситуацией. Ф. Фидлер среди подобных качеств выделял творческую одаренность, высокий уровень интеллекта, харизматичность, инициативность, уверенность в своих силах.

П.У. Бендер и Э. Хеллман выделяют десять ключевых качеств, которыми должен обладать современный лидер, и определяют направления их воплощения в практической деятельности:

  • Лидер ориентирован на людей. Нельзя уделять внимание только количественным показателям деятельности организации. В первую очередь деятельность лидера ориентирована на то, чтобы дать ответ на следующие вопросы: Что я сделал, чтобы реализовать свои цели в жизни? Делаю ли я свою команду сильнее и успешнее? Повлиял ли я на рост уровня жизни моей команды?
  • Лидер должен уметь управлять собой. Не следует равняться на других. Необходимо ставить собственные цели и прилагать все усилия, чтобы их достичь и стать примером для подражания.
  • Лидерство неразрывно связано с мотивацией команды на желание работать вместе с лидером, что возможно путем обогащения и обучения членов команды, ориентированного на совместное достижение успеха.
  • Лидер стремится к совершенству, признавая присущие ему недостатки. Быть лидером означает принять и понять тот факт, что все люди совершают ошибки. При этом необходимо действовать в соответствии с принципом «проиграть не стыдно, если вы не сдаетесь».
  • Лидерство связано с изменениями. Любой руководитель постоянно сталкивается с вызовами разного характера: эмоциональными, финансовыми, физическими. Именно поэтому лидер должен пытаться изменить неблагоприятную ситуацию.
  • Лидер должен иметь внутреннюю уверенность в себе. Многие люди боятся стать руководителем или открыто выражать свое несогласие по различным вопросам. Им не хватает уверенности. Необходимо работать над собой, потому что за лидером, которому не хватает уверенности, никто следовать не будет.
  • Лидер всегда энергичен. Источником их энергии служат мысли и чувства. При этом его энергичность передается и подчиненным. Дух компании формируется именно таким путем и конкретно от лидера зависит то, каким ему быть – положительным или отрицательным.
  • Лидер формирует положительный опыт. Инициируемые им изменения должны приносить новизну, радость, жизненные силы. Это заставляет его самого и окружающих делать еще больше и двигаться вперед.
  • Лидерство подразумевает создание конкретных результатов. Планировать и видеть будущее очень важно, но этого мало для достижения результатов. Настоящий лидер претворяет идеи и планы в жизнь. Достижение целей лидера должно приносить пользу не только ему, но и окружающим.
  • Лидер укрепляет надежду последователей. Изменения всегда вызывают страх и неуверенность. В этой связи лидер должен уметь адаптировать людей к новой среде и найти способ нивелировать их тревоги и опасения.

Дж. Максвелл выделяет пять уровней, которые необходимо пройти лидеру в процессе самосовершенствования, каждому из которых соответствует совокупность определенных качеств. Первый уровень соответствует формальному лидерству в силу должности и полномочий. Если формальный лидер не занимается саморазвитием, он переносит этот формализм на взаимоотношения с подопечными. Он четко разграничивает себя и подчиненных, не пытаясь сблизиться с ними и зачастую злоупотребляя своими полномочиями. Такое взаимодействие не способствует формированию у последних энтузиазма и инициативы, порождая и у них ответные формализм и бездушие.

Таким образом, среди ключевых характеристик лидера первого уровня можно выделить следующие: Лидер второго уровня воспринимает своих сотрудников не как бездушные механизмы, а как равных ему индивидов со своими проблемами, слабостями и особенностями, имеющими свое личное достоинство. Он ориентирован на укрепление межличностных связей в коллективе, способствующих повышению их мотивированности и доброжелательности и, как следствие, к повышению эффективности деятельности организации.

К характерным чертам лидера второго уровня можно отнести наличие доверия к членам коллектива, энергичность, подход к каждому работнику как к личности, активное общение со всеми сотрудниками, стремление к формированию благоприятного климата в коллективе. Необходимо отметить при этом, что достаточно часто лидеры подобного плана не могут жестко отстаивать свою линию и не обретают должного уважения среди подчиненных. Кроме того, лидерство второго уровня достаточно нелегко дается интровертам.

Для перехода на следующую ступень лидеру второго уровня:

  • подобный руководитель не ценит своих подчиненных;
  • необходимо:
  • он не готов к изменениям и не ориентирован на их;
  • лидера первого уровня отмечает узкий, ограниченный взгляд на ситуацию.

Для того чтобы перейти на второй уровень лидерства, ему необходимо:

  • Сформировать взгляд на себя как на лидера, а начальника.
  • Активно заниматься саморазвитием.
  • Относиться к подчиненным с уважением и расширить спектр тем для взаимного общения, не ограничиваясь исключительно рабочими вопросами.
  • Отказаться от имманентного признания своей правоты во всех вопросах.
  • Определить роль, которую он играет в коллективе.
  • Научиться поддерживать внутреннюю гармонию.
  • Давать положительную оценку действий подчиненных.
  • Уметь получать удовольствие от работы.
  • Постоянно общаться с коллективом.
  • Вдохновлять сотрудников.

Лидер третьего уровня всегда участвует в рабочем процессе, выступая как профессионал и инициатор. Он ориентирован на решение самых сложных проблем, показывая сотрудникам пример и ведя их за собой. Характерными чертами лидеров третьего уровня являются продуктивность, ориентированность на самостоятельное решение проблем, умение создавать крепкие и сплоченные команды, а также вдохновлять подчиненных.

Переход на следующий уровень обусловливает наличие у лидера умения решать следующие задачи:

  • Выявление сильных сторон каждого сотрудника.
  • Обсуждение и выработка совместно с командой миссии компании.
  • Формирование ситуаций успеха.
  • Анализ работы команды и выработка новых планов.
  • Отдавать приоритет людям, а не продуктивности.

На четвертом уровне лидер занимается не только работой, но и развитием своих подопечных, воспитывая новых лидеров в коллективе. К числу его характерных черт относятся концентрация на развитии сотрудников, отсутствие стремления к единоличному лидерству, ориентация в большей степени на процесс, а не на результат. Лидерство пятого уровня – это своеобразная вершина рассматриваемой лестницы, характеризующая ситуацию, когда руководитель «выходит» за рамки своей должности. Как отмечает Максвелл, «цель лидера пятого уровня – не просто выполнить работу или сделать так, чтобы люди шли за ним, а вырастить новых лидеров, которые будут вдохновлять и вести за собой людей. Лидерство пятого уровня – это не работа, а дело всей жизни».

К задачам такого лидера относится формирование круга единомышленников, которые будут поддерживать друг друга и мотивировать на развитие, а также оказание помощи потенциальным лидерам пятого уровня. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что лидер пятого уровня – это лидер, формирующий новых лидеров. Отметим, что многие крупнейшие мировые компании формируют свои «наборы» лидерских качеств, которыми должны обладать их сотрудники руководящего ранга. В качестве примера можно привести подобные требования к способностям лидеров, предъявляемые в компаниях «Марс» и «КокаКола» (рисунок 8).

Ключевые качества лидера

В управленческой деятельности корпорации «Боинг» выделены следующие качества лидера, к которым привязаны ключевые показатели эффективности, по которым оцениваются менеджеры компании:

  • Определяет курс – лидер должен уметь правильно поставить задачу перед командой, ориентируясь на интересы и потребности заказчика.
  • Соблюдает все принципы и правила компании – лидер следует этическим нормам, создавая атмосферу уважения и доверия в команде и работая в соответствии с установленными принципами. Лидер должен понимать, что достигнутые им результаты и следование моральным принципам – это два основных приоритета его деятельности в компании.
  • Ставит высокие требования – лидер устанавливает высокие ожидания, прежде всего, к себе самому, процессу и результатам своей работы, постоянно поднимая планку ожиданий, не останавливаясь на достигнутом.
  • Достигает результатов – лидер всегда мотивирован на достижение определенных результатов, выполнение поставленных задач;
  • Находит решения – лидер способен находить пути решения проблем и выходы из сложных ситуаций.
  • Вдохновляет окружающих – лидер умеет создать соответствующий настрой у сотрудников, позволяющий им с воодушевлением решать поставленные перед ними задачи.

Следует отметить, что, наряду с лидерскими качествами, некоторые специалисты выделяют такое понятие как «навыки лидера». В частности, американские исследователи Дж.М. Коузес и Б.З.

Познер выделяют пять подобных навыков:

  • моделирование пути для достижения цели;
  • вдохновение последователей;
  • восприятие каждой новой цели как вызова;
    последователей в себя и позволяют достигать большего.
  • предоставление последователям возможности достигать большего;
  • способность к ободрению последователей.

Способность к моделированию пути проявляется в умении четко определить цель, разбить ее выполнения на отдельные задачи, оценить потенциальные риски. Развитость этого навыка также включает в себя готовность лидера обсуждать со своими последователями возможности достижения цели для создания наиболее оптимального сценария. Способность вдохновлять последователей проявляется в умении создавать положительный и привлекательный для них образ будущего. Кроме того, лидер с развитой способностью вдохновлять умеет сделать общую цель ценной для каждого из членов команды, обращаясь к ценностям и мотивов последователей.

Способность воспринимать каждую цель как вызов проявляется в готовности лидера к системным изменениям для наиболее эффективного достижения цели. Лидер, обладающий данной способностью, не получает удовлетворения при шаблонном исполнении одной и той же работы. Наоборот, он все время генерирует новые идеи и задачи, которые могли бы способствовать совершенствованию как его самого, так и членов команды.

Способность предоставить последователям возможность достигать большего проявляется в направленности лидера на развитие членов своей команды. Выполняя определенную задачу, лидер пытается распределять обязанности таким образом, чтобы члены команды учились чему-то новому и открывали новые возможности. Способность ободрять других проявляется в умении поддерживать позитивный настрой в коллективе и при общении с каждым из последователей. Положительные эмоции и цели повышают веру последователей в себя и позволяют достигать большего.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)