Эмоциональное лидерство

Лидерство всегда имеет эмоциональную первооснову, поэтому искусство лидера заключается в том, чтобы направить коллективные эмоции в нужное русло, создавая атмосферу товарищества. Для этого лидеры должны обладать навыками эмоционального лидерства. Основой эмоционального лидерства является эмоциональный интеллект. Данный термин впервые в начале 1990-х годов использовали американские психологи Дж. Майер и П. Саловей, определив его как способность управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза и применив для обозначения уровня развития таких лидерских качеств как самосознание, самоконтроль, мотивация, умение ставить себя на место других людей, навыки работы с людьми, умение налаживать взаимопонимание с другими (рисунок 12).

Эмоциональное лидерство

С точки зрения И.Н. Андреевой, под эмоциональным интеллектом понимается совокупность ментальных способностей, необходимых для понимания собственных эмоций и эмоций других людей, а также для управления эмоциональной сферой. Д. Гоулмен на основе результатов психологических исследований и опросов пришел к однозначному выводу о том, что успешность любого руководителя зависит не столько от логического интеллекта, сколько от способностей управлять групповыми эмоциями, что и составляет содержание эмоционального лидерства.

Процесс развития эмоционального интеллекта, как правило, содержит четыре ключевых этапа:

  • Определение эмоций.
  • Использование эмоций.
  • Понимание эмоций.
  • Управление эмоциями.

Восприятие и распознавание собственных эмоций и эмоций других людей является базовым аспектом эмоционального лидерства, делая возможным дальнейшую работу, направленную на анализ эмоциональной информации. Человек, который находится в хорошем контакте со своими эмоциями, гораздо легче может идентифицироваться с другими людьми и понять их эмоциональное состояние. В свою очередь лидер, который плохо осознает собственные эмоции, не способен к распознаванию эмоциональных состояний и проблем своих подчиненных, полностью теряя возможность управления эмоциональной жизнью собственного коллектива

Использование эмоций осуществляется с целью стимуляции различных видов деятельности подчиненных, становясь на службу лидеру в ситуациях, когда необходимо решить в короткий срок сложные многокомпонентные задачи, требующие больших затрат времени и повышенного внимания к отдельным деталям.

Управление эмоциями отражает способность лидера к управлению как собственным эмоциональным состоянием, так и эмоциональным состоянием других людей. Управление эмоциями осуществляется в контексте актуальных целей лидера, основанных на глубоком самосознании и детальном понимании ситуации. При этом «транслируя» положительные эмоции подчиненным лидер тем самым обеспечивает позитивную социально-психологическую атмосферу в коллективе, не только улучшая внутреннее самочувствие сотрудников, но и положительно влияя на уровень эффективности их труда.

Интересно
Обладающие хорошо развитым эмоциональным интеллектом лидеры способны создавать положительную эмоциональную атмосферу в коллективе, стимулируя его членов к творчеству, самоотдаче, укрепляя их веру в собственные возможности, энтузиазм, что в комплексе способствует росту производительности труда и эффективности деятельности организации в целом.

Один из признаков резонансного лидерства, как отмечают ученые, это наличие последователей, которые тянутся за лидером, разделяя его усердие и энергию. Составляющими эмоционального лидерства разработчики теории считают личностный и социальный аспекты. Личностный аспект указывает на то, насколько хорошо лидер управляет собой, а социальный – на то, как он может организовать взаимоотношения с окружающими. Результатом развития эмоционального интеллекта являются эмоциональные компетенции, представляющие собой определенные сложившиеся эмоциональные знания, умения и навыки, которые проявляются в деятельности личности.

К личностным навыкам относятся способность осознавать собственные эмоции, давать оценку собственных сильных сторон и возможностей, поддерживать уверенность в собственной одаренности и чувство собственного достоинства, осуществлять контроль над своими эмоциями. Эти навыки позволяют создавать и поддерживать положительную рабочую атмосферу и целостность отношений в организации. К социальным навыкам, в свою очередь, относятся социальная чуткость и умение управлять отношениями, то есть, социальные навыки позволяют понимать чувства и признавать потребности других людей.

Лидер, который способен управлять отношениями, должен уметь вести за собой, изображая захватывающую картину будущего (вдохновение) владеть тактикой убеждения (влияние), поощрять развитие способностей других людей (помощь в самосовершенствовании), инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести последователей в новом направлении (содействие изменениям), урегулировать конфликты, поддерживать сеть социальных связей (укрепление личных взаимоотношений), взаимодействовать с другими сотрудниками и создавать команды (командная работа и сотрудничество).

Среди различных стилей эмоционального лидерства можно выделить следующие:

  • идеалистический, в рамках которого лидер достигает эмоционального резонанса, вдохновляя людей и формируя привлекательный образ будущего;
  • учебный, подразумевающий, что эмоциональный резонанс возникает как следствие того, что лидер связывает желания людей с целями организации;
  • товарищеский, ориентированный на достижение эмоционального резонанса благодаря созданию лидером гармонии через сближение членов команды;
  • демократический, ставящий целью достижение эмоционального резонанса на основе оценки лидером вклада сотрудников в общее дело и их активного вовлечения в процесс управления;
  • амбициозный, предполагающий, что эмоциональный резонанс достигается лидером, который стремится реализовать амбициозные цели и решить достаточно трудные задачи;
  • авторитарный, при использовании которого эмоциональный резонанс базируется на основе того, что лидер задает четкое направление движения в непредвиденных ситуациях.

Последние два стиля относятся к категории диссонансных, и их использование имеет достаточно ограниченный характер. Успешный результат их использования может обеспечить только высокое мастерство руководителя.

Преимуществами использования инструментария эмоционального лидерства является то, что оно обеспечивает:

  • способность анализировать собственные эмоции и распознавать их влияние на себя и других, ситуацию в целом;
  • использование интуиции в процессе принятия решений;
  • понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей;
  • умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы;
  • меньшую конфликтность и противоречивость отношений в коллективе;
  • высокую адаптивность в ситуациях изменений и кризисных условиях;
  • более высокую эффективность работы группы;
  • инициативность и креативность действий, имеющих место в профессиональной деятельности;
  • благоприятный для работы эмоциональный климат в коллективе;
  • более широкое использование командной работы и сотрудничества.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)