Классификация методов исследования

Исследование – это вид деятельности человека, состоящий в распознавании проблем и ситуаций, определении их происхождения, выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития, установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний, нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации, основными являются следующие (рис. 4.1):

  1. Научная обоснованность исследования заключается в актуальности его проведения и в постановке целей и задач исследования. Потребность исследования – степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления. Объектом исследования является система управления, относящаяся к классу социально–экономических систем; предметом – конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.
  2. Методология исследования – совокупность подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования. В методологии выделяют общенаучные, диалектические, специальные, экономико–математические и социологические методы.
  3. Организация исследования – порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях. В этом разделе разрабатывается техническое задание, программа исследования или бизнес–план. Особое внимание уделяется ресурсам исследования комплексу средств и возможностей (например, информационных, экономических, технических, трудовых и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
  4. Оригинальность исследования определяется научной новизной (вкладом в науку), практической ценностью для науки и производства, выполненными экспериментальными исследованиями, особенностями внедрения и апробации.
  5. Результаты и эффективность исследования. Результат исследования – рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному решению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий. Эффективность оценивается со–размеримостью использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Поэтому формула современного управления – «Управлять, совершенствуя и совершенствуясь». Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.

Классификация методов исследования

Рис. 4.1. Характеристики процесса исследования.

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов. Взаимосвязи процесса исследования показаны на рис. 4.2.

Современная наука располагает комплексом методов для проведения маркетингового исследования. Рассмотрим наиболее крупные группы методов исследования (табл. 4.1):

  1. Общенаучные методы исследования, теоретической основой которых является философия. Эти методы широко используются многими науками и применяются в повседневной деятельности людей, а именно: логический и эмпирический анализ и синтез, индукция и дедукция, эксперимент и наблюдение и др.
  2. Диалектические методы построены на исследовании противоположных процессов и явлений и изучаются диалектикой: абстрактное и конкретное, материальное и идеальное, первичное и вторичное, статика и динамика, объект и субъект и др.
  3. Специальные методы, широко разрабатываемые в менеджменте и маркетинге, базируются на системном подходе и анализе, «мозговом штурме» и методе Дельфи и др. (рассматриваются в гл. 2 и 3 данного учебного пособия).
  4. Экономико–математические методы являются синтетическими методами математики, статистики, экономики, позволяют осуществлять моделирование и оптимизацию процессов управления во многих отраслях народного хозяйства.
  5. Социологические методы – это конкретные методы социологии и психологии, используемые в маркетинге для анализа общественных явлений, мотивации поведения потребителей. К ним относятся анкетирование, интервьюирование, опрос, собеседование, тестирование и др.

Исследования маркетинга – это сбор, обработка и анализ данных о рынке, конкурентах, потребителях, ценах, внутреннем потенциале образовательного учреждения в целях уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Результатом таких исследований являются конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности образовательного учреждения.

Исследование рынка – самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Специалисты считают, что без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с выбором рынка, деятельностью на рынке, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.

Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменений экономических, научно–технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов, а также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски.

Основными результатами исследования рынка являются прогнозы: его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха; осуществление сегментации рынков, т. е. выбор целевых рынков и рыночных ниш; определение наиболее эффективных способов ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки.

Исследование потребителей позволяет определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе образовательных услуг: уровень доходов, приемлемую стоимость обучения, социальное положение, половозрастные признаки, базовое образование. В качестве объектов выступают индивидуальные потребители, семьи, а также организации.

Интересно
Предметом исследования является мотивация поведения потребителя на рынке образования и определяющие ее факторы: структура потребления, обеспеченность товарами, тенденции покупательского спроса; процессы и условия удовлетворения основных прав потребителей (типология потребителей, моделирование их поведения на рынке, прогноз ожидаемого спроса). При этом появляется возможность разработать пути предоставления выбора потребителям.

Основная цель исследования конкурентов – получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также найти пути сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами. Для этого анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов (совершенствование образовательных услуг, изменение цен, проведение рекламных кампаний, развитие сервиса), материальный, финансовый, трудовой потенциал конкурентов, организация управления деятельностью.

Результатом таких исследований становится выбор путей и средств достижения наиболее выгодного положения на рынке относительно конкурентов (лидерство, следование за лидером, избежание конкуренции), определение активных и пассивных стратегий обеспечения ценового преимущества или преимущества за счет качества предлагаемых товаров.

Определение бюджета и сметы исследования особенно важно, если у образовательного учреждения нет возможности для проведения исследования силами собственных сотрудников. Результативность исследовательского бюджета подчиняется той же зависимости, что и бюджет рекламы и маркетинга в целом, и выражается в форме наклоненной S–образной кривой.

Не следует ставить размер ассигнований на исследования в пропорциональную зависимость от объема уже полученной прибыли: перспективные маркетинговые исследования возможны только в крупных образовательных учреждениях.
Смета исследования должна учитывать как затраты собственного коллектива, так и привлеченных экспертов; ее целесообразно развернуть по всем этапам исследования.

В условиях сложившейся практики в ряде образовательных учреждений при существующих налоговых ограничениях модель затрат на маркетинг может иметь синтетический вид «параболы–гиперболы» (рис. 4.3). При этом с ростом затрат на маркетинг (31 ® 32) выручка от образовательных услуг растет (В1 ® В2), а затем (после 33) снижаться. Диапазон изменения будет зависеть от состояния рынка образования и вида деятельности. По нашим экспертным оценкам, оптимум находится в диапазоне 5–10% выручки.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)