Категории пенитенциарной педагогики

Основные и наиболее общие понятия науки обычно называют категориями. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки использует как общепедагогический, так и специфический категориальный аппарат. Наиболее значимыми общепедагогическими категориями являются воспитание, обучение, образование.

Воспитание − одна из основных категорий в педагогике. Исторически сложились различные подходы к ее рассмотрению.

Многие исследователи выделяют воспитание в широком смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть, отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле – как целенаправленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, учебно-воспитательные учреждения, органы правопорядка, трудовые коллективы и т. д.) с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни.

Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи например, воспитание дисциплинированности, волевых качеств, уважения к закону.

Используя понятийный аппарат педагогической науки и положения уголовно-исполнительного законодательства, под воспитанием в рамках пенитенциарной педагогики следует понимать двусторонний педагогический процесс, представляющий собой совместную целенаправленную деятельность сотрудника УИС (субъекта организации системы педагогических воздействий) и деятельность осужденного (объекта организации системы педагогических воздействий) по формированию правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития.

Рассмотрим некоторые подходы к классификации видов воспитания. С содержательной точки зрения наиболее обобщенная классификация видов воспитания включает в себя умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, религиозное, правовое, физическое, экономическое воспитание.

В УИК РФ, учитывая специфику объекта педагогического воздействия, закрепляются следующие направления воспитательной работы с осужденными: нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание (ч. 1 ст. 110), а также ее формы: индивидуальные, групповые, массовые (ч. 2 ст. 110).

По институциональному признаку выделяют воспитание семейное, дошкольное, школьное, внешкольное, в детских и юношеских организациях по месту жительства, а также в закрытых и специальных учреждениях (в том числе исправительных). По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократическое воспитание.

Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой происходит развитие личности, понимаемое как последовательное, прогрессирующее изменение человека.

Международные акты об обращении с осужденными уделяют значительное внимание их общеобразовательному и профессиональному обучению и рассматривают их в качестве составного элемента воспитания. Этому вопросу посвящен специальный раздел Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В п. 2 ст. 77 данных правил подчеркивается, что «обучение заключенных следует по мере возможности увязывать с существующей в стране системой образования». Правило 28.7 Европейских пенитенциарных правил (2006 г.) конкретизирует данное положение.

В нем говорится, что, насколько это реально осуществимо, образование заключенных должно:

  • быть интегрировано в общенациональную систему образования и профессионального обучения с тем, чтобы после освобождения они могли без проблем продолжать свое образование и профессиональную подготовку;
  • проходить под патронажем внешних учебных заведений.

Такое внимание к организации обучения осужденных не случайно, поскольку реализует познавательную деятельность личности. Оно способствует формированию интеллекта личности, ее жизненных перспектив, нравственному изменению осужденного. В современных условиях учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, совместно с органами образования вынуждены решать сложные вопросы ликвидации неграмотности среди осужденных, получения ими общего образования.

Образование – это процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. В результате образования происходит усвоение человеком системы знаний, умений и навыков. В образовании объединяются воспитание и обучение.

В ст. 9 УИК РФ указывается, что получение общего образования является одним из основных средств исправления осужденных. Так, в исправительных учреждениях организуется обязательное получение общего образования осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет. Осужденным, отбывающим наказания в виде ограничения или лишения свободы, не имеющим необходимой специальности, обеспечиваются получение начального профессионального образования или профессиональная подготовка.

Формы и организация образовательного процесса также регламентируются УИК РФ (ст. 108, 112, 141) и законодательством РФ об образовании. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования» установил обязанность администрации исправительного учреждения с учетом имеющихся возможностей оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования (ч. 4 ст. 108 УИК РФ). Эта норма позволяет расширить возможности получения осужденными высшего образования посредством дистанционного и заочного обучения.

Рассматривая воспитательный процесс в рамках исполнения уголовных наказаний, пенитенциарная педагогика использует специфический категориальный аппарат. Специфическими понятиями и категориями пенитенциарной педагогики являются: отклоняющееся поведение, исправление и его критерии, перевоспитание, ресоциализация. Отклоняющееся поведение − действия и поступки личности, не соответствующие принятым в обществе стандартам. Проявляется в активном или пассивном непринятии индивидом норм, ценностей и идеалов общества.

Отклоняющееся поведение правонарушителей – это нарушение сложившихся в обществе и закрепленных в социальных нормах нравственно- правовых общественных отношений. Активное неприятие этих норм и проявляется в виде правонарушений или преступлений. Противопоставляя свое поведение общепризнанным нормам человеческой морали, лица, совершающие преступления, следуют нормам, ценностям и идеалам, глубоко чуждым государству и обществу.

Это следование может быть сознательным (идти от убеждений), конформным (под влиянием групп или отдельных личностей), импульсивным (при ослабленном самоконтроле за своим поведением), компульсивным (под влиянием алкоголя, наркотических веществ). Но во всех случаях личность несет ответственность за свои поступки.

Отклоняющееся поведение классифицируется:

  • по содержанию − на безнравственное, выражающееся в аморальном поведении, и противоправное, проявляющееся в правонарушениях и преступлениях;
  • по степени устойчивости − на временное (как результат действия на личность неблагоприятной ситуации) и устойчивое, закрепившееся в чертах личности и привычках;
  • по объему и широте − на парциальное, затрагивающее лишь одну группу отношений личности и характеризующее непоследовательность ее поведения в различных ситуациях, и глобальное, захватывающее все стороны поведения личности;
  • по степени выраженности − на отчетливо выраженное и стоящее на границе социальной нормы.

Существенное значение для понимания причин и факторов отклоняющегося поведения имеет анализ условий семейного воспитания, работы школы с трудновоспитуемыми подростками, влияний малых групп отрицательной направленности по месту жительства правонарушителей.

Понятия «исправление» и «перевоспитание» часто употребляются вместе, поскольку они связаны между собой. Но между ними есть и различия. Видеть эти различия особенно важно для правильной организации педагогического процесса в исправительных учреждениях.

Исправление трактуется как преодоление отдельных негативных свойств и качеств, приведших осужденных к преступлению. При исправлении происходит не коренная ломка и изменения в сознании осужденного, а лишь частичная его поправка, корректировка; формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общения, стимулирование правопослушного поведения; изменение человека в положительную сторону.

Перевоспитание рассматривается как коренное преобразование, изменение, переориентация всей личности, всей совокупности внутренних отрицательно направленных качеств, убеждений, мотивов; процесс совместной деятельности объекта и субъекта воспитания.

В Российской педагогической энциклопедии исправление определяется как противоречивый процесс ломки сложившихся стереотипов сознания и поведения осужденных, предполагающий целенаправленное, иногда жесткое управление их жизнедеятельностью. Перевоспитание рассматривается как двусторонний процесс, включающий педагогическую работу воспитателей, администрации по организации системы исправительных воздействий и деятельности самих осужденных по усвоению этих воздействий.

Результат такого взаимодействия – диалектическое единство нравственной перестройки сознания и поведения личности. Таким образом, исправление выступает как цель и результат перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности.

Педагогический процесс в исправительном учреждении имеет целью исправление осужденных. В связи с этим встает вопрос: «По каким признакам следует определять его “исправленность”?». Это важно при представлении осужденного к условно-досрочному освобождению, при решении вопроса о переводе его из тюрьмы в исправительную колонию, о переводе в колонию-поселение, при переводе из одних условий отбывания наказания в другие в одной и той же колонии. Таким образом, критерии исправления являются ведущим понятием, категорией пенитенциарной педагогики.

Критерии исправления − это мерило, при помощи которого решается вопрос о признании осужденного полностью или частично исправленным. Показателями такого критерия могут быть поступки и действия конкретной личности, в которых отражается изменение ее внутреннего мира.

В основе критериев исправления осужденного лежит система основных отношений, выражающая сущность личности с учетом ее индивидуальных психологических особенностей, проявляющихся в совокупности поступков и действий. Эта система должна включать отношения к окружающему миру, в первую очередь – к обществу; общественно полезному труду, различным видам собственности, сотрудникам колонии, другим людям, правилам, законам и требованиям морали, совершенному преступлению и наказанию, самому себе, средствам исправления.

Конечно, указанный перечень не является исчерпывающим, возможно выделение других индивидуальных и общих показателей исправления. Важно не только уметь выделять те или иные критерии исправления, но и уметь их использовать на практике. В зависимости от наличия, отсутствия или выраженности указанной совокупности показателей определяют степень исправления осужденного.

В УИК РФ напрямую не упоминается об установлении той или иной степени исправления осужденных, хотя ее элементы закреплены в ряде статей (ст. 113, 115). В научной литературе в настоящее время представлен целый ряд классификаций осужденных по степени исправления.

Л. А. Высотина, В. Д. Путинский подразделяют на осужденных, вставших на путь исправления; осужденных, характеризующихся в основном положительным, но неустойчивым поведением, отношением к труду и обучению; осужденных, не вставших на путь исправления.

Г. И. Федотова различает осужденных, которые для своего исправления не нуждаются в полном отбывании назначенного судом наказания; положительно характеризующихся осужденных, злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания;

Согласно Э. В. Зауторовой, осужденных по степени исправления следует классифицировать следующим образом:

  • осужденные, не нуждающиеся в полном отбывании назначенного судом наказания для своего исправления;
  • осужденные, характеризующиеся положительно;
  • осужденные, имеющие неустойчивую социальную установку;
  • осужденные, не стремящиеся к исправлению;
  • злостные нарушители.

Несмотря на то что все указанные подходы к классификации осужденных по степени исправления в той или иной мере нашли свое применение в практической деятельности исправительных учреждений, они неоднократно критиковались за отсутствие разнообразия, статичность (неспособность отразить поступательное изменение личности осужденного), формализм, и нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Ресоциализация относится к числу понятий социальных наук и широко используется в криминологии, социальной философии, социологии, психологии и в других гуманитарных науках. Оно объективно связано с понятием «социализация», что усматривается прежде всего из грамматического толкования данных терминов.

Учет значения префикса «ре» (от лат. re – повторное, возобновляемое действие), позволяет понимать ресоциализацию как «возобновление или повторность» процесса социализации, которая охватывает практически все процессы приобщения индивида к культуре: его обучение и воспитание, взаимодействие с другими людьми, освоение им ценностей и норм общества, различных социальных ролей и видов совместной деятельности, приобретение определенных прав и обязанностей, взглядов, привычек и т. д. В результате человек из биологического существа постепенно превращается в существо социальное, способное жить и действовать в обществе (социуме).

Под ресоциализацией осужденных к лишению свободы следует понимать длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого- педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества.

Ресоциализация осужденного − это процесс восстановления индивида в качестве полноправного социализированного члена общества после освобождения от наказания посредством усвоения общепринятых ценностных ориентаций, восстановления социальных функций и статуса личности.

Этот процесс связан прежде всего с ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, отработкой устойчивости прочных стереотипов социально-положительного поведения. Создание условий формирования социально адаптированного поведения личности − основная задача исправительных учреждений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)