Категориально-понятийный аппарат характеризующий качество образования
Проблема качества образования является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Понятие «качество образования» многомерно, динамично и многозначно. Это обусловлено, во-первых, чрезвычайной сложностью трактовки термина «качество», разнообразием его субстратных носителей, а во-вторых, различиями в индивидуальном восприятии качества, его свойств разными людьми, группами, обществом.
Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО 8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества».
Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление: менеджмент качества.
В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) — всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.
По мнению голландских ученых Дж. Ван Этингера и Дж. Ситтига, качество зависит от большого числа свойств или признаков (как числовых, так и нечисловых), характеризующих продукт, и является величиной измеряемой, и, следовательно, несоответствие продукта предъявляемым к нему требованиям может быть выражено через какую-либо постоянную меру и может выражено цифровыми значениями.
Понятие качества неоднократно обсуждалось научной общественностью и практиками. Большую роль в формировании современного представления о качестве сыграла Академия проблем качества Российской Федерации. В результате деятельности Академии проблем качества сформировано концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такое видение качества представляется достаточно емким и более четко определяет значение повышения качества.
Это опыт таких известных фирм, как «Хьюлетт-Паккард» и др. В 1980-е годы на политику этих и ряда других фирм оказали влияние разработки Ф. Б. Кросби, У. Э. Деминга, А. В. Фейгенбаума, К. Исикавы, Дж. М. Джурана.
Основой деятельности ведущих фирм стали следующие направления улучшения работы:
- заинтересованность руководства высшего звена;
- образование совета по улучшению качества работы;
- вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения работы;
- обеспечение коллективного участия;
- обеспечение индивидуального участия;
- создание групп по совершенствованию систем (групп регулирования процессов);
- более полное вовлечение поставщиков;
- обеспечение качества функционирования систем управления;
- разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии улучшения работы;
- создание системы признания заслуг.
С учетом преобладающей знаниецентристской парадигмы под «качеством образования» в основном понимается структура содержания дифференцированного (по предметам) научного знания, присваиваемого обучаемыми по окончании учебного заведения (или определенного промежуточного этапа обучения в учебном заведении).
С позиции государства «качество образования» – это прежде всего выход «годного продукта», то есть то количество выпускников, которые успешно осваивают образовательные программы, а также эффективность расходования предоставленных ресурсов.
По мнению обучающихся и их родителей, качество образования связано с возможностью для выпускников занять соответствующее место в обществе, позволяющее им быть успешными в жизни. Учителя школы зачастую судят о качестве образования с точки зрения уровня усвоения обучающимися учебных программ, проявления ими творческих способностей, исследовательских навыков в ходе решения познавательных задач.
Качество образования как понятие относительное имеет два аспекта: соответствие стандарту и запросам потребителей образовательных услуг. Философское понимание качества образования нацеливает на то, что отличает образование от других социальных явлений, систем, видов деятельности.
Понятие «качество образования» в его философской интерпретации может быть применено и к различным моделям образовательной практики. Попытка раскрыть сущность понятия «качество образования» применительно к образовательному учреждению на системном уровне впервые была сделана в исследовании С. Е. Шишова и В. А. Кальней.
В их монографии «Мониторинг качества образования в школе» качество образования определяется как степень достижения поставленных целей и задач, степень удовлетворения ожиданий участников процесса образования от предоставляемых школой образовательных услуг.
В словаре по образованию и педагогике «качество образования» трактуется как комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства.
Анализ работ, посвященных проблеме «качества образования», показал, что существует несколько точек зрения к рассмотрению названного понятия:
- качество как превосходство – традиционная, элитная академическая точка зрения, согласно которой только лучшие стандарты (обычно означающие высокий уровень сложности и трудности программы, сложность Процедур тестирования обучающегося и т. д.) являются показателями академического качества;
- качество как результат, эффективность — понятие, которое указывает на необходимость выполнения или соответствия общепринятым стандартам, определенным аккредитационным органом или органом гарантии качества с акцентом на результат процесса в работе учреждения при выполнении поставленных целей и задач (международные стандарты качества ИСО 1000:2000). Иногда качество в данном значении трактуется как «справедливое возмещение денежных средств, показывающих, насколько эффективно попользуются вложения действующими процессами и механизмами», или «справедливое возмещение дополнительных вложений при оценке результата на основе измерений, полученных посредством различных образовательных процессов». Последний вариант означает подход к качеству как к преобразованию, который ориентируется на интересы обучающихся и рассматривает качество как преобразующий процесс, в рамках которого чем лучше образовательное учреждение, тем более высоких целей оно достигает в обучении определенным знаниям, умениям, навыкам, способам деятельности, которые позволяют обучающимся жить и работать в современном обществе;
- качество как соответствие целям — понятие, сосредоточенное на определенных целях и задачах учреждения (или программы), не включающее проверку соответствия внешним целям или ожидаемым результатам. В рамках данного подхода можно различить альтернативные подходы, получившие развитие в 90-х годах XX века. Во-первых, качество как порог, определяющий нормы и критерии. Согласно данному подходу каждая программа или учреждение должны соответствовать нормам и критериям, чтобы считаться качественными. Под «нормой качества образования» исследователи понимают выявленную, общепризнанную и зафиксированную документально систему требований, соответствующую потребностям общества и личности. Во-вторых, «качество как удовлетворенность потребителей — в данной трактовке понимается качество, связанное со значением рыночных отношений для образования, которое стремится оправдать ожидания потребителей (обучающихся, семей, общества в целом) и других заинтересованных сторон;
- качество какулучшение и совершенствование — процесс, нацеленный на постоянное совершенствование, развитие ответственности образовательных учреждений за лучшее использование его институциональной автономии и свободы. С данных позиций качество образования следует рассматривать как степень реального соответствия тому, каким оно должно быть. Это значение термина «качество» наиболее существенно для решения задачи обеспечения и контроля качества образования, где соответствие качеству определяется исходя из целей образования, эталонов и стандартов.
В общую структуру качества образования входит качество образованности выпускников, качество образовательной системы, включающей качество образовательной среды и влияние образования на общество. Качество образованности выпускника школы выступает как единство качества личностного развития, качества общекультурной подготовки и качества общеобразовательной подготовки. Каждое слагаемое качества образованности выпускника школы наполняется соответствующим содержанием.
Так, например, качество личностного развития синтезирует в себе духовно-нравственную, интеллектуальную, ценностно-мотивационную, физическую сторону личности, качество общекультурной и общеобразовательной подготовки интегрирует качество социальной и образовательной деятельности, качество междисциплинарных структур знания.
Качество образования в школе может быть представлено посредством взаимосвязи внутренней и внешней систем качества. Внешнее качество системы образовательной деятельности школы рассматривается как эффективность ее влияния на социокультурную ситуацию в регионе.
Качество образовательных процессов может быть представлено как:
- качество концепции развития школы;
- качество реализации образовательных программ;
- качество учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам;
- качество потенциала педагогических кадров, которое находит отражение в уровне их профессиональной компетентности;
- качество внутришкольной системы повышения квалификации;
- качество образовательного потенциала дошкольников, выпускников школы 1-й и 2-й ступени, качество инновационных процессов, качество интеграции образовательного процесса с исследовательской и проектной деятельностью, качество организационной культуры в школе, качество маркетинговой деятельности, качество результатов освоения образовательных программ с точки зрения формирования и развития системы ключевых компетентностей выпускников школ.
Качество управления: нормативно-правовое обеспечение, кадровое обеспечение, программно-методическое обеспечение, информационное обеспечение, учебно-материальное обеспечение, финансово-экономическое обеспечение. Качество ресурсного обеспечения: качество стратегических и тактических целей и норм, качество организационных структур, качество управленческих технологий и ресурсов, используемых в реальной деятельности, качество систем оценки (мониторинга) в школе, качество управленческих технологий и ресурсов.
Квалиметрический подход состоит в ориентации на многообразные приемы и способы получения количественных оценок качества различных педагогических объектов и процессов. В разрезе управленческо-технологического подхода используются важнейшие положения теории социального и внутришкольного управления, педагогического менеджмента. Вопросы управления качеством образовательного процесса рассматриваются прежде всего с позиций их технологичности, реализуемости на практике.
Кибернетический подход предполагает известную формализацию, абстрагированность и обобщенность при рассмотрении вопросов функционирования образовательных систем, перенос общих законов и принципов, характерных для всех систем, на педагогическую практику, образовательные системы.
Ситуационный подход имеет место при рассмотрении и проектировании организационных структур управления качеством образовательного процесса в образовательной организации. Его применение предполагает, что не существует наилучшей структуры какой-либо организации. Она может лишь с той или иной степенью полноты соответствовать целям организации, внешним требованиям и т. д.
Рефлексивный подход, как отмечает И. М. Давыденко, обеспечивает рассмотрение управления качеством образования, в котором имеют место внешние управляющие воздействия и самоуправление, нормативное и аксиологическое управление.
Рефлексивное управление качеством образования предполагает системную рефлексию (самоисследование, самооценку) прежнего опыта подготовки выпускников в целях перестройки существующих стереотипов школьной жизнедеятельности и реализации индивидуальной траектории самоуправляемого развития школы.
- Рекомендации аудитору
- Процессы сертификации системы менеджмента качества
- Поэтапные процедуры аудита системы управления качеством
- Проверка документации СМК аудит адекватности
- Формирование группы по аудиту
- Требования стандартов ИСО к внедрению и функционированию системы менеджмента качества
- Системы менеджмента качества ISO 9001:2000
- Ведущие задачи управления качеством образования
- Цели и основные задачи модернизации образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу