Ведущие задачи управления качеством образования

Ведущими задачами управления качеством образования являются:

  1. Прогнозировать, проектировать, моделировать те качества (свойства) подготовки выпускника, которые школа предполагает получить «на выходе» образовательного процесса, то есть определять требуемое в дальнейшем будущем качество образования.
  2. Обеспечивать, поддерживать достижение требуемого уровня качества образования, вовремя пресекая нежелательные отклонения от него.
  3. Повышать качество образования, приводя его в соответствие с растущими требованиями внешних заказчиков. Повышение качества образования, появление его новых свойств возможно только через развитие образования (то есть через инновационный процесс).
  4. Выявлять и оценивать реальное качество образования, его соответствие требуемому, стандартам.

Проблема качества образования во всем мире признается одной из приоритетных, требующих безотлагательного решения. С этой целью должны быть определены основные составляющие национальных систем по обеспечению качества, набор согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов для обеспечения качества и его оценки.

Основная ответственность за обеспечение качества образования лежит на каждом из образовательных учреждений (ОУ). В целом ситуацию с обеспечением качества подготовки обучающихся в России нельзя назвать благополучной из-за воздействия ряда факторов, связанных в том числе с сокращением финансирования ОУ.

Начиная с середины 90-х гг. XX века школы стали активно искать пути изменения ситуации к лучшему. Их реакцией на резкое изменение внешней среды и внутренних условий был поиск путей адаптации к новым условиям, в том числе на основе совершенствования системы управления качеством.

В настоящее время в образовательных учреждениях России используются три основные модели управления качеством образования, основанные на следующих методах и подходах:

  • оценочный метод управления качеством деятельности ОУ (текущий контроль, контроль «на выходе» и др.);
  • концепция, основанная на принципах Всеобщего управления качеством;
  • подход, основанный на требованиях международных стандартов качества ISO 9001:2000.

Модель управления, основанная на оценочном методе (SWOT-анализ), предполагает систематическое проведение самооценки для выявления сильных и слабых сторон деятельности ОУ, а также положительных и отрицательных факторов его развития.

Модель управления, основанная на принципах Всеобщего управления качеством (TQM), также использует метод оценок, однако она основана на более глубоком анализе деятельности ОУ.

Концепция TQM предполагает:

  • наличие у ОУ четко и ясно сформулированной миссии, стратегических целей, концепции, которые выработаны в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в основных продуктах деятельности ОУ;
  • ориентацию на обеспечение качества содержания, процесса, условий и результата деятельности на различных уровнях функционирования и развития ОУ (на уровне целостной школьной системы; на уровне учебных предметов, на уровне учебных занятий; на субъектно-личностном уровне участников образовательного процесса);
  • процессный подход к деятельности ОУ, использование ряда специфических, достаточно сложных, но весьма эффективных методов и инструментов управления качеством.

Модель управления, основанная на требованиях международных стандартов качества ISO 9001:2000, предполагает:

  • установление заинтересованных сторон, выявление их требований к качеству продукции;
  • создание системы непрерывного совершенствования деятельности;
  • ориентацию на основополагающие принципы менеджмента качества (в том числе на процессный подход);
  • создание документированной системы управления, ориентированной на качество (она выступает как основной инструментарий менеджмента качества).

Чему служат современные методы и стандарты управления качеством? Прежде всего — развитию качественной инновационной деятельности, утверждению позиций на рынках образовательных услуг. В основе разработки технологии управления качеством — идея ориентации на «потребителей», к которым относятся государство, общество, обучающиеся, их родители.

Развитие системы обеспечения качества школьного образования целесообразно со следующими группами критериев: первая группа критериев определяет, как школа добивается результатов в области качества образовательной подготовки выпускников, что делается для этого («возможности»); вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты»).

Первая группа включает следующее:

  • школьную политику и стратегию в области обеспечения качества подготовки выпускников;
  • использование потенциала педагогов, обучающихся для обеспечения качества подготовки выпускников;
  • рациональное использование ресурсов (материальных, финансовых и человеческих);
  • управление процессами обеспечения качества подготовки выпускников.

Вторая группа характеризует:

  • удовлетворенность потребителей качеством подготовки выпускников, удовлетворенность педагогов работой в школе, удовлетворенность обучающихся уровнем качества и содержанием подготовки;
  • влияние школы на общество;
  • результаты, которых добилась школа в отношении запланированных целей повышения качества подготовки выпускников.

Проблемы, которые затрудняют развитие и эффективное использование управления качеством образования, во многом сопряжены с отсутствием нормативно-правовой базы для четкой и последовательной организации работ по созданию вышеназванной системы, с отсутствием необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях.

Сказывается недостаток квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления школой. Остаются весьма малыми объемы финансовых средств для эффективного проведения изменений и совершенствования деятельности образовательного учреждения. В настоящее время нуждаются в укреплении связи школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, с предприятиями, организациями.

Результатом этого должна явиться организация образовательной деятельности в старшей школе на основе учета региональных потребностей в профилизации. К числу проблем можно отнести также невысокий уровень мотивации руководителей школ к реализации новых принципов управления.

Задача эффективного внедрения принципов менеджмента качества в условиях образовательного учреждения требует:

  • корректировки плана стратегического развития школы на краткосрочную и среднесрочную перспективы с позиции системы обеспечения качества подготовки выпускников;
  • повышения уровня профессиональной компетентности руководителей структурных подразделений школы в области менеджмента качества; повышения квалификации педагогов вузов по проблемам управления качеством образования;
  • совершенствования организационной и функциональной структуры школы на основе философии управления качеством; создание специальных структурных подразделений по управлению качеством подготовки выпускников (в ряде образовательных учреждений в настоящее время определенную работу в этом направлении выполняют центры качества);
  • проведения самоисследования с целью выявления основных областей улучшения в учебной, воспитательной, административной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности;
  • моделированиясистемыобеспечениякачестваобразовательногопроцессана уровне школы, ступени общего образования, класса, учебного предмета, образовательных программ, учебных занятий, а также на субъектно-личностном уровне всех участников образовательной деятельности;
  • развития инновационной деятельности в школе;
  • формирования сети стратегических партнеров, обеспечивающих обратную связь «школа — потребитель».

Решение поставленных задач напрямую связано с:

  • разработкой общего алгоритма проектирования и внедрения системы менеджмента качества школьного образования;
  • с проведением исследования основных процессов, реализуемых в школе; их основных закономерностей и взаимосвязей, определяющих качество образовательной деятельности обучающихся;
  • с определением показателей, характеризующих качество образовательного процесса и его результатов, методов их измерения;
  • проведения анализа и адаптации требований и рекомендаций стандарта ГОСТ ИСО 9001:2001 применительно к специфике управления качеством в конкретном образовательном учреждении;
  • с разработкой базовой структуры системы менеджмента качества школы в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ ИСО 9001:2001 включая организационную структуру и структуру документации системы менеджмента качества образовательного учреждения;
  • с разработкой модели и методики самооценки деятельности школы с позиций менеджмента качества и проведения ее апробации.

Выполнение всего вышеперечисленного комплекса работ требует исследований, учитывающих международный и российский опыт создания системы менеджмента качества в образовательных учреждениях.

Следует заметить, что современные методы и стандарты управления качеством образования применяют те школы, которые развивают свою инновационную деятельность и стремятся завоевать на рынках образовательных услуг прочные позиции, ориентируются на «потребителей», к которым относятся государство, общество, родители, учащиеся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)