Рекомендации аудитору

Понятие «аудит системы управления качеством» не является широко распространенным термином в русском деловом словаре. Еще более важным является тенденция изменения содержания внешней среды, в которой внедряется система управления качеством продуктов и услуг фирмы в настоящее время.

Рекомендации аудитору

Рекомендации аудитору

Понятие «аудит системы управления качеством» не является широко распространенным термином в русском деловом словаре. Еще более важным является тенденция изменения содержания внешней среды, в которой внедряется система управления качеством продуктов и услуг фирмы в настоящее время.

Интересно
Если вспомнить середину 70-х годов и активные призывы к совершенствованию качества, то тогдашнюю систему управления качеством можно было бы описать как некую статическую процедуру, ориентированную в основном на совершенствование операций и технологий. Надо сказать, что система работала.

Однако она была направлена в основном на исправление следствий, а не причин возникновения плохого качества. Исправляя проблему качества в одном месте, трудовые коллективы в основном следовали схеме «не трогай систему, пока она не сломалась».

Введение компаний стран СНГ в систему пусть и зарождающейся, но рыночной экономики изменило внешнюю среду, под влиянием которой находится система управления качеством любой организации. Вы не можете вести бизнес без удовлетворения потребностей клиента.

Ваши конкуренты наступают вам на пятки, клонируя ваши продукты и услуги по более низкой стоимости и используя не менее эффективные пути их доставки. Клиент становится более капризен. Как результат, менеджеры организации с большей или меньшей степенью интенсивности начинают подстраиваться под условия внешней среды, методом проб и ошибок ища выход из создавшейся ситуации.

Выход в изменении философии ведения бизнеса, изменении организационной культуры, внедрении системы тотального управления качеством продуктов и услуг (TQM). Но это общеизвестные истины, и в деловой литературе достаточно много публикаций, подробно перечисляющих, что надо делать.

Проблема в том, что очень мало написано на тему, как и в какой последовательности это надо делать. Еще большие проблемы возникают, когда дело доходит до бумаги, т. е. документирования системы TQM. Руководство по аудиту качества и является исходным документом в этой довольно трудоемкой работе. Мы начнем с изложения понятия и структуры этого аудита. При этом предполагается, что читатель знаком с основными принципами TQM.

Если применить общую терминологию, то аудит – это объективная и независимая оценка некоторой области деятельности. В данной ситуации этой областью деятельности является качество продуктов и услуг.

В свете TQM аудит качества направлен на 14 элементов системы управления организации, перечень которых приведен ниже:

  • удовлетворение внешних клиентов;
  • ориентация всех работников фирмы на клиента;
  • участие коллектива, а не только руководителей в решении проблем клиента;
  • систематическая оценка качества продуктов и услуг;
  • ведение бизнеса с минимальным риском и его предварительным определением;
  • разумная экономия затрат без ущемления интересов клиента;
  • объективная оценка информации о качестве продуктов и услуг;
  • установление целей сверху вниз по всей иерархии организации;
  • документирование технологических операций и процедур управления;
  • наличие стандартов качества и их соблюдение;
  • документирование процедур коррекции дефектов на уровне технологий и самой системы управления;
  • широкая обратная связь вдоль всей организации;
  • документирование превентивных мер по улучшению качества продуктов и услуг;
  • использование методов статистического анализа качества.

Проблемы возникают там, где организация дошла до необходимости охватить в своей деятельности все 14 пунктов целиком. Многие отступают перед трудоемкостью задачи. Приведенный ниже перечень вопросов, которые необходимо решить, предназначен для тех, кто действительно решил внедрить систему TQM и пришел к необходимости аудита существующей системы. Вопросы сгруппированы в функциональные блоки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)