Требования стандартов ИСО к внедрению и функционированию системы менеджмента качества

Ключевые понятия:

  • качество;
  • конкуренция;
  • международные стандарты ISO серии 9000:2000;
  • системное управление;
  • процедура (методика);
  • стандарты качества;
  • элементы системы качества;
  • этапы жизненного цикла продукции;
  • руководство по качеству; стандарты качества.

Наступившему 21-му веку предназначено быть веком высокого качества во всех его проявлениях – качество труда, продукции и услуг, качество окружающей среды, т. е. реализовать современную парадигму цивилизованного развития. Обеспечение качества было и остается одной из самых сложных задач, с которыми приходится сталкиваться при производстве продукции и предоставлении услуг.

Качество – девиз современной экономики. Предприятия любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, будут просто неконкурентоспособны.

Качество – политическая, нравственная и экономическая категория. Именно качество является основным условием укрепления национальной экономики. В этом убеждает опыт передовых стран мира.

Качество – это результат экономической относительной оценки одной из сторон полезной вещи, удовлетворяющей человеческие потребности.

Качество – это полезность, конкретная мера, которая делает каждую вещь потребительной стоимостью.

Качество – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным.

Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.

Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные ими предполагаемые потребности.

Управление качеством – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Обеспечение и улучшение качества в рамках системы качества.

Объект – то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом может быть, например, деятельность, продукция, организация или отдельное лицо.

Представление о качестве объекта возникает в большинстве раньше количества. Мы хотим купить не «несколько штук», а что-то конкретное. В международных стандартах говорится, что управление качеством имеет целью достижение экономического эффекта (прибыль).

Всеобщее руководство качеством означает подход к руководству организации, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.

Система менеджмента качества (СМК) – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Система менеджмента качества – система, обеспечивающая точность, согласованность, своевременность и полноту принимаемых решений в области качества. Инструментом успешного решения проблемы качества на уровне предприятия и организации является внедрение систем качества, соответствующих стандартам ИСО серии 9000. Сертификат, подтверждающий это соответствие, является в рыночных условиях чрезвычайно необходимым условием конкурентоспособности.

Конкуренция – это тонкий механизм, реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, стимулирующей адаптацию организаций к новым рыночным условиям. Ориентация на самые высокие показатели в производстве продукции и оказании услуг должна стать стратегическим направлением деятельности всех субъектов российской экономики.

Сегодня в стране существует общая заинтересованность руководителей страны и регионов, производителей и поставщиков продукции, населения в повышении качества продукции, услуг, а также качества жизни.

Понятие «качество» распространяется на все виды деятельности:

  • управление процессами на основе документированных процедур;
  • завоевание рынков сбыта на основе взаимовыгодного партнерства с постоянными потребителями;
  • освоение новых рынков сбыта путем поставки конкурентоспособной продукции.

Государственная система стандартизации обеспечивает объединение работы по стандартизации на всех уровнях управления, опираясь на взаимоувязанный комплекс стандартов всех категорий: государственные стандарты, республиканские стандарты, отраслевые стандарты и технические условия, стандарты и технические условия предприятий.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленное на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Стандартизация – это также средство упорядочения функционирования мирового хозяйства и международной торговли, приведение в соответствие возможностей капиталистических промышленных фирм и предприятий для завоевания потребителей на мировом и внутреннем рынке. Важную роль в успешном сбыте продукции на мировом рынке играют международные стандарты.

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Международные стандарты – стандарт, принятый международной организацией, занимающейся стандартизацией, доступной широкому кругу потребителей. Международные стандарты – это стандарты, разработанные Международной организацией по стандартизации (ИСО) и международной электротехнической комиссией (МЭК). Это нормативные документы, способствующие упорядочению процесса разработки, изготовления, испытаний, хранения и перевозки конкретных видов продукции.

В них формируются оптимальные требования ко всем вещественным элементам производства и продукции с учетом интересов потребителей международной торговли. Международная стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.

ИСО основана в 1947 г. при содействии ООН. ИСО является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации, насчитывающей около 120 членов, по одному от каждой страны. Членство в ИСО распределяется между членами-комитетами, членами-корреспондентами, членами-абонентами.

В члены-комитеты входит Госстандарт России. Член-комитет ИСО – наиболее представительный в области стандартизации. Национальный комитет вправе участвовать в работе любого технического комитета ИСО, быть избранным в состав рабочих органов ИСО.

Член-корреспондент ИСО – организация развивающейся страны, не имеющая собственного национального органа по стандартизации. Имеет право на получение информации об интересующих разработках. Они не принимают активного участия в технической работе ИСО.

Член-абонент – организация страны с очень слабой экономикой. Они платят сниженные взносы.

Рабочие органы ИСО – Генеральная ассамблея, Совет, Техническое руководящее бюро и Центральный секретариат. Генеральная ассамблея представляет собой заседание должностных лиц и делегатов, назначаемых членами-комитетами. Совет ИСО направляет деятельность этой организации. Он состоит из главных должностных лиц и 18 членов-комитетов, назначенных или избранных в соответствии с правилами процедуры ИСО.

Интересно
Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 1980-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень.

Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества.

Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно, механизмы системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок просто отсутствует.

Система стандартов Международной организации по стандартизации ИСО 9000 обобщила опыт национальных организаций по управлению качеством. Она является основой для достижения стабильного качества любым предприятием.

Для того чтобы выпускаемая продукция соответствовала требованиям рынка в определенный период времени, была конкурентоспособной, предприятие-изготовитель должно стремиться внедрить и поддерживать на должном уровне систему качества. Для обеспечения и поддержания качества продукции деятельность предприятия необходимо организовать таким образом, чтобы под контролем находились все факторы, влияющие на качество продукции (услуги).

В условиях рынка система качества должна быть выбрана так, чтобы предприятие могло не только удовлетворять запросы потребителя, но и смогло защитить свои интересы. Правильно выбрав структуру управления качества, руководство предприятия может снизить риск издержек и увеличить свою прибыль, в то же время постоянно повышая качество выпускаемой продукции.

Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации 8 ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями.

Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000:

  • 1-й принцип – ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечивающая доверие потребителей и других заинтересованных сторон, жизненно необходимой каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.
  • 2-й принцип – роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
  • 3-й принцип – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM (Total Quality Managment), в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшении.
  • 4-й принцип – процессный подход, и органично с ним связанный 5-й принцип – системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров и услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей». Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются организованно обособленными подразделениями, можно и нужно устранять путем использования группового подхода.
  • 6-й принцип – постоянное улучшение. Опыт японской, а затем и американской и европейской промышленности показал, что установить пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.
  • 7-й принцип – принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
  • 8-й принцип – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Международные стандарты ИСО серии 9000:2000 рассматривают систему качества организации (учреждения) как совокупность организационной структуры, процедур (методик), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления управления качеством.

Подчеркивается, что система качества должна разрабатываться с учетом конкретной деятельности организации и функционировать таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что:

  • система правильно понимается, применяется, имеет соответствующее обеспечение и обладает необходимой эффективностью;
  • выпускаемая продукция действительно удовлетворяет запросы и ожидания потребителя;
  • учитываются нужды общества и требования к охране окружающей среды;
  • основное внимание уделяется устранению проблем задолго до того, как они могут неблагоприятно отразиться на качестве.

Система качества состоит из ряда элементов, представляет собой своеобразный набор действий. Стандарты подчеркивают, что для эффективности системы эти действия и соответствующие ответственность, полномочия, методики и ресурсы следует четко определить, закрепить и постоянно использовать.

Организационная структура как одна из составляющих системы качества в общеобразовательной школе – это динамическая система, образованная в результате возложения на отдельных представителей администрации школы, педагогического коллектива, отдельные структурные единицы обязанностей по выполнению функций управления качеством; иногда – в результате введения новых штатных единиц и формирования новых структурных звеньев.

Процедуру как элемент системы качества в школе можно определить как своеобразный алгоритм, установленную, регламентированную последовательность действий, операций и воздействий в отношении факторов и условий, оказывающих влияние на качество образования.

Среди множества рабочих процедур по управлению качеством образовательного процесса в школе можно выделить следующие:

  • оценка качества педагогических процессов и объектов, квалиметрический мониторинг качества образовательного процесса;
  • самообследование школы по качеству обеспечиваемого ею образования;
  • выбор и принятие управленческих решений по нормативному, программному, методическому, кадровому обеспечению образовательного процесса.

Руководство по качеству – это документ, разрабатываемый самой школой и фиксирующий принципы и правила деятельности по улучшению отдельных аспектов качества образовательного процесса (качество учебных планов и программ, качество подготовленности выпускников, качество преподавания и т. п.).

Руководство качеством осуществляется путем внедрения на предприятия системы менеджмента качества. Руководство по качеству можно дополнить методикой проведения самообследования по качеству образования, методикой оценки качества урока, схемой учета личностных достижений учащихся, положением об экспертизе проектов и инноваций в учебном процессе и т. д.

Стандартами качества в числе рабочих элементов системы качества организации или учреждения определены следующие:

  • 1 – ответственность руководства;
  • 2 – общие положения, процедуры и разработка программ качества;
  • 3 – маркетинг и анализ контракта о сотрудничестве;
  • 4 – управление педагогическим проектированием;
  • 5 – управление документациями и данными;
  • 6 – управление подготовкой выпускников, направляемых в сферу производства и услуг;
  • 7 – материально-техническое снабжение;
  • 8 – управление учебно-воспитательными процессами;
  • 9 – контроль и испытание.

Необходимо отметить, что система качества охватывает два взаимосвязанных аспекта:

  • запросы и ожидания потребителей;
  • запросы и интересы организации.

С точки зрения первого аспекта потребителями по отношению к школе выступают учащиеся и их родители, а также системы профессионального образования и использования, все общество в лице государственных органов управления. Система качества должна предоставить потребителю исчерпывающую информацию для того, чтобы он был уверен, что школа может обеспечить требуемое качество образования и постоянно поддерживает его уровень.

Второй аспект состоит в решении проблемы соизмеримости уровня качества образования и приложенных школой усилий, использованных ресурсов. Иными словами, школа должна стремиться к достижению и поддержанию требуемого уровня качества образования, не выходя за границы оптимальных затрат.

Выполнение этой задачи связано с плановым и эффективным использованием технических, человеческих, материальных, информационных, методических и иных ресурсов, имеющихся в распоряжении школы. Специфически проявляются эти аспекты в государственных образовательных учреждениях (учредителями школ являются государственные органы управления образованием; их финансирование осуществляется из федерального и местного бюджета).

В этом случае доминируют требования внешнего потребителя, запросы иожиданияучащихсяиихродителейвыявляютсяиучитываютсяпреимущественно с помощью «внешних» проверок, аттестации и аккредитации. Есть определенное влияние на политику школы в области качества образования тех, кто обучается, получает образование.

С внедрением в школах разных форм хозрасчетной деятельности, расширением объемов предоставляемых платных образовательных услуг, возможности влияния их непосредственных потребителей на планы приоритеты школы в области качества образования повышаются.

В образовательном учреждении разнообразные данные об обученности учащихся и выпускников, уровне их личностных достижений, успешности деятельности после окончания школы и т. п., полученные с помощью итоговых и переводных экзаменов, тестирования, других форм аттестации, можно считать сведениями о качестве выходной продукции. По ним можно определить степень удовлетворения запросов и ожиданий потребителей.

Объективные данные об обученности, подготовленности выпускников весьма важно дополнить данными об удовлетворенности обучаемых школой, самооценками полноты раскрытия и формирования школой интеллектуального, культурного и творческого потенциалов.

Такой широкий подход к толкованию продукта образовательной деятельности диктуется необходимостью целостного рассмотрения ОП, учета последствий реализации трех его основных функций (образовательной, воспитательной, развивающей). Таким образом, данные об уровне обученности, воспитанности и развития обучаемых (выпускников) школы раскрывают в первую очередь выполнение и удовлетворение запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг.

Интересно
При проектировании и внедрении системы качества в образовательных учреждениях важно учитывать, чтобы она была связана со всеми видами деятельности, определяющими качество продукции. Необходимо, чтобы ее действие распространялось на все этапы жизненного цикла продукции и процессы: от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных требований.

В образовательном процессе выделяется широкое разнообразие процессов и их результатов. У каждого из них есть свой период длительности (формирования) и, соответственно, свой набор этапов жизненного цикла.

Система качества в школе должна ориентироваться на широкий спектр деятельности и процессов, а также формируемых результатов. Для эффективного функционирования она должна быть хорошо структурирована, увязана со всеми видами деятельности, определяющими качество образования.

По определению ИСО стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)