Каталонский сепаратистский кризис

В 1982‒1996 гг. Испанией управляла социалистическая партия. В начале 90-х гг. под новым руководством Х.М. Аснара Народная партия (НП), тогда основная оппозиционная сила в испанском парламенте, начала иначе формулировать свою идеологию. С одной стороны, открытые испанские патриотизм и национализм еще несли на себе клеймо их присвоения диктатурой. С другой стороны, их можно было использовать для усиления оппозиции к правительству.

В 1993 г. НП начинала кампанию за выбор каталонскими родителями языка обучения детей. Так, 12 сентября 1993 г. мадридская консервативная газета «ABC» вышла с огромной фотографией президента Каталонии на обложке в сопровождении одной фразы: «Как и Франко, но наоборот: преследование испанского языка в Каталонии».

В последующем скандале сам Х.М. Аснар высказал сомнения в том, что каталанский язык угнетали при диктатуре Франко, а президент НП в Каталонии прямо отрицал его преследование после 40-х гг.  В 1995 г. аналитический центр НП издал книгу «Базовые концепции языковой политики Испании», в которой повторялись традиционные идеи испанского языкового национализма о добровольном принятии кастильского языка всеми регионами Испании, ставились под сомнение гонения на языки меньшинств при диктатуре Франко, защищалось преимущество испанскогоязыка, «общего» для всех граждан государства, критиковалась языковая политика Каталонии и других областей.

Такие инициативы сопровождались продвижением Народной партией доктрины «конституционного патриотизма», подменявшей идею Хабермаса эссенциалистским испанским национализмом. НП бурно выступала в защиту испанской конституции, несмотря на то, что она меньше всех общеиспанских партий поддержала конституцию при ее создании. Она называла себя «не националистической», а ярлык «националистов» получили только ее каталонские, баскские, галисийские и т.д. противники. В то же время НП начала пытаться монополизировать испанский патриотизм. Любая манифестация НП, вне зависимости от повода, представляла собой море испанских флагов.

Эксплуатация националистических чувств помогла НП прийти к власти в Испании (1996‒2004). После получения абсолютного большинства в парламенте на выборах 2000 г. усилился патриотический дискурс НП. Испанский язык и история Кастилии должны были стать основой для укрепления «национального единства» посредством «второго перехода» (после предполагаемого «первого» перехода к демократии во второй половине 1970-х гг.).

Реакция каталонских политических партий (как и баскских со своей стороны) была направленна на укрепление автономии. В то же время новое левое националистическое большинство в парламенте Каталонии, заменившее в 2003 г. правоцентристских националистов, бывших у власти с 1980 г., демонстративно отказалось от всяких переговоров с НП.

Однако каталонский парламент начал процесс согласования новой конституции Каталонии с определенным участием НП. В ноябре 2005 г. проект был принят 120 голосами ‒ за, 15 ‒против. Но при рассмотрении его в испанском парламенте 120 статей были изменены. В июне 2006 г. этот вариант был принят на референдуме каталонцами, но с заметным недовольством (больше половины избирателей воздержались от голосования). НП запустила агрессивную кампанию против конституции Каталонии, собрала 4 млн подписей против нее и «в защиту испанской нации» и оспорила более половины статей в конституционном суде, включая и статьи, практически одинаковые со статьями конституции Андалузии, которые не вызвали у нее возражения.

В 2005 г. близкие к НП медиа призвали к бойкоту товаров из Каталонии. На уровне всей Испании мобилизация НП повысила процент людей, одобряющих сокращение региональной автономии с 10% в 2007 до почти 40% в 2011 г., и помогла НП снова вернуться к власти. Но в Каталонии у подавляющего большинства населения вызвали недоумение не только резкость атак, но и то, что региональная конституция, одобренная двумя парламентами и референдумом, могла бы считаться неконституционной.

Решение конституционного суда задержалось на четыре года из-за огромного политического давления. Оно частично удовлетворило иски, в частности, о том, что Каталония не является нацией, что каталанский язык не может «пользоваться предпочтением» в государственной администрации и государственных массмедиа Каталонии и что владение каталанским языком не может быть обязательным для граждан наравне с испанским.

Решение вызывало острую реакцию в Каталонии. Меньше, чем через две недели после вердикта 1 млн чел. вышли на марш протеста в Барселоне под лозунгом «Мы нация. Мы решаем». Число сторонников самостоятельности Каталонии, которых в 2006 г. было 15%, а в июне 2010 г. ‒ 24%, повысилось до 44% в 2012 г.  Организованы огромные манифестации по 1,5 млн чел. в 2012, 2013, 2014 и 2015 гг. Крупнейшая по количеству избирателей каталонская националистическая партия, которая до тех пор поддерживала автономию, перешла в ряды сторонников независимости. Этот шаг помог партии снова выиграть выборы в Каталонии (в ноябре 2010 г.), в результате чего она начала процесс подготовки к проведению референдума по вопросу о самоопределении.

Безусловно, в реакции части каталонского населения вопросы об идентичности и чувстве национального унижения играли основную роль. Но исключительно сильный экономический кризис, начавшийся в 2008 г., вывел на первый план обсуждение вопроса о масштабах помощи Каталонии более экономически слабым регионам Испании. Хочется отметить, что в отличие от традиционного миноритарного каталонского сепаратизма, в настоящее время нет статистически значимых различий среди поддерживающих независимость Каталонии по происхождению и языку, если включить и идентичность в многовариантную модель.

Действительно, появились ассоциации испаноязычных каталонцев, активно проводящих кампанию за независимость на испанском языке. Тем не менее, вопрос о языках постоянно звучал в дебатах, среди прочего в связи с полемикой о государственном или государственных языках предполагаемой будущей Каталонской Республики, если вообще необходимо заявить такой или такие языки: M. Сендра и Ф.Ш. Вила собрали 616 статей по этому вопросу, вышедших в период 2012‒2015 гг.

Вопреки острой реакции большой части населения Каталонии на решение конституционного суда и последовательному резкому росту числа сторонников независимости Каталонии, НП ничего не сделала, чтобы уменьшить напряженность. Проиграв на всеобщих выборах 2004 г., НП начала новую националистическую эскалацию, включавшую в себя указанную выше кампанию против конституции Каталонии. Д. Муро и А. Кирога замечают рост элементов этнического национализма в «конституционном патриотическом дискурсе» НП. В этом контексте аналитический центр НП издал сборник статей о «языковой политике и  национализмах» , в котором утверждалось, что программы языкового погружения в миноритарные языки Испании основаны на антииспанских националистических проектах.

Следовательно, «уравновешенное» двуязычие требует уменьшения преподавания на региональных языках. В то же время, аналитики НП считали, то испанское правительство не проводило активную языковую политику и предлагали изменить эту ситуацию.

В 2011 г. НП получила абсолютное большинство на выборах в испанский парламент и парламенты разных областей, в том числе в Валенсии, на Балеарских островах и в Арагоне. За этим последовал ряд мер по инволюции языковой политики, особенно заметных на Балеарских островах и в Галисии, где НП аннулировала часть языкового законодательства, принятого ею в 80-е и 90-е годы.

Был запрещен прием передач телевидения и радио из Каталонии в Валенсии (2011) и частично на Балеарских островах (2015). Региональное телевидение Балеарских островов превратилось в двуязычное, без фильмов на каталанском языке и с диалектным нелитературным каталанским языком в новостях (2012). Полностью закрыты региональное телевидение и радио на каталанском языке в Валенсии (2013).

Название каталанского языка в Арагоне изменено на «арагонский язык, характерный для восточной части», в результате чего часть школьников, изучающих родной каталанский язык, получили оценки по нему как за изучение второго иностранного языка. На Балеарских островах аннулированы необходимость владения каталанским языком для поступления на работу в региональную и муниципальную администрацию, статус каталанского как ее основного языка, а также обязанность частных компаний иметь возможность обслужить клиентов на каталанском языке.

Массово распространилось в Валенсии и на Балеарских островах трехъязычное образование на каталанском, испанском и английском за счет сокращения образования на каталанском языке. На островах это случилось после того, как предложенный Народной Партией выбор языка обучения (каталанского или испанского) явно не дал ожидаемых ею результатов, поскольку 87% родителей выбрали каталанский . Внедрение, не взирая на эти результаты, трехъязычного обучения без переговоров с коллективом педагогов и без гарантий качества преподавания вызвало массовые протесты и забастовки учащихся и преподавателей.

НП также приняла в испанском парламенте ряд законов, направленных на рецентрализацию государства под предлогом экономического кризиса. Особую полемику в Каталонии вызвал новый испанский закон об образовании (2013), согласно которому у родителей должен быть выбор языка обучения детей или, по меньшей мере, 25% предметов школьной программы должны быть на испанском языке. Сам министр образования заявил в парламенте, что правительство ставит своей целью «испанизировать школьников-каталонцев». В Каталонии получена 341 заявка на обучение на испанском языке в 2014/15 учебном году и 66 ‒ в 2015/16  при том, что количество учащихся начальных и средних классов – примерно 980 тыс. чел.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)