Источники образовательного права

Как правило, под источниками права понимается внешняя форма выражения правовой деятельности государства, содержащая правовые нормы, которые регулируют однородные общественные отношения. Источниками образовательного права является обширный перечень нормативных правовых актов, договоров нормативного содержания внутригосударственного и международного значения, регулирующих отношения в сфере образования.

Международные документы. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Устанавливая соотношение между российским законодательством об образовании и положениями международных договоров Российской Федерации, законодатель в п. 6 ст. 4 Федерального акона «Об образовании в РФ» воспроизводит конституционный принцип приоритета норм международного договора, сформулированный в ст. 15 Конституции РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора».

В настоящее время насчитывается несколько сотен международных документов, посвященных вопросам образования. Среди них документы, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН), Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международной организацией труда (МОТ), региональными международными организациями – Советом Европы и Содружеством Независимых Государств, а также двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами.

Общепризнанные нормы по вопросам образования содержатся в таких документах ООН, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Декларация прав ребенка 1959 года и др.

Согласно ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, образование призвано решить четыре взаимосвязанные задачи:

  1. способствовать полному развитию человеческой личности;
  2. воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;
  3. содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами;
  4. содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах придает особое значение праву на образование и впервые уравнивает его и экономические, социальные и культурные права с политическими и гражданскими.

Пакт называет пять конкретных направлений, по которым каждое государство обязуется развивать образование в соответствии с принципами, утвержденными Всеобщей декларацией прав человека:

  1. начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;
  2. среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;
  3. высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;
  4. элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;
  5. должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

В числе источников международного права особое значение имеет Конвенция о правах ребенка 1989 года. Развивая принцип Всеобщей декларации прав человека, в соответствии с которым дети имеют право на особую помощь и заботу, данная Конвенция возлагает на государство обязанность обеспечить каждому ребенку такую защиту и заботу,которые необходимы для его благополучия, приняв в этих  целях все соответствующие законодательные и административные меры.

Интересно
Конвенция о правах ребенка, наряду с закреплением права ребенка на образование, предусматривает комплекс прав и свобод, призванных гарантировать реальное действие права на образование. В частности, в ней содержится специальная норма, согласно которой ребенок вправе иметь уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Одновременно запрещаются экономическая эксплуатация ребенка, поручение ему работы, представляющей опасность для его здоровья или создающей препятствия в получении образования. На государство, его органы возлагается обязанность обеспечивать реальное действие названного запрета, привлекать виновных лиц к юридической ответственностии проводить иные мероприятия.

Среди фундаментальных документов ЮНЕСКО по вопросам образования можно назвать Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, Рекомендацию о развитии образования взрослых 1976 года, Рекомендацию МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей 1966 года, Рекомендацию о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений 1997 года, ряд региональных конвенций о признании учебных курсов, дипломов и других квалификационных документов в системе высшего образования, в том числе Конвенцию о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Европы 1979 года.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования дает развернутое определение понятия «дискриминация в области образования» и предписывает ряд конкретных мер, которые должны предпринять государства, чтобы ликвидировать проявления дискриминации в этой сфере и проводить государственную политику, направленную на осуществление действительного равноправия участников образовательных отношений.

Конвенция выступает важнейшим правовым средством против любых действий государства и его органов, осуществляемых с целью ограничения определенной группы лиц низшим уровнем образования либо закрытия для конкретного лица или определенной социальной группы доступа к образованию любой ступени или типа, создания порядков, в которых лицо или группа лиц ставится в положение, несовместимое с достоинством человека.

Предписания Рекомендации о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года закрепляют право национальных меньшинств на преподавание своего языка в образовательных учреждениях. Признавая и закрепляя это право, Рекомендация ограничивает его тремя условиями:

  1. осуществление права на изучение собственного языка национальными меньшинствами не должно подрывать суверенитет страны и препятствовать лицам, принадлежащим к меньшинствам, понимать культуру и язык всего общества;
  2. уровень образования в школах национальных меньшинств не может быть ниже общего уровня, предписанного или утвержденного компетентными органами;
  3. посещение такого рода школ является факультативным, а не обязательным.

Рекомендации о положении учителей устанавливают широкий комплекс прав и свобод, позволяющих учителям самостоятельно, без какого-либо постороннего вмешательства осуществлять педагогическую деятельность, в том числе разрабатывать новые программы, учебники и учебные пособия, выбирать методику преподавания в рамках утвержденных программ и др.

Большое внимание Рекомендации уделяют и гарантиям учителей на защиту своей профессиональной репутации, чести и достоинства.
В частности, учителю предоставляется право на обжалование неоправданных оценок его работы, на защиту от жалобы, на получение информации о своей деятельности, а также копии письменной жалобы и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)