Защита прав и законных интересов участников образовательного процесса

Защита прав и интересов участников отношений в сфере образования указана в качестве одной из целей правового регулирования отношений в сфере образования (ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Под защитой прав и интересов участников образовательных отношений понимают возможность субъекта (участника отношений), чьи права и интересы нарушены, применять не запрещенные законодательством способы для восстановления нарушенных прав и интересов (право на защиту). Защите подлежат нарушенные права, свободы и законные интересы участников образовательных отношений, предусмотренных законодательством.

Совершеннолетние дееспособные граждане осуществляют защиту своих прав самостоятельно. Защита прав и интересов несовершеннолетних возлагается на родителей (лиц, их заменяющих), которые без специальных полномочий в силу закона представляют интересы ребенка.

Тем не менее ч. 2 ст. 56 СК РФ предусмотрено, что при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет – в суд.

В целом, система защиты прав и законных интересов участников образовательных отношений представляет совокупность международных, региональных и национальных механизмов защиты. Международные институты по обеспечению и защите прав и свобод человека (в том числе субъектов образовательных отношений)представляют собой форму контроля и являются надежной гарантией соблюдения государствами своих обязательств по международным договорам и стандартам в области прав человека.

Международные органы подразделяются на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава Организации Объединенных Наций (ООН), и договорные (конвенционные) органы, образование которых связано с принятием фундаментальных договоров в области прав человека (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международная конвенция о ликвидации всех формрасовой дискриминации 1965 года.

Интересно
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1973 года, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Конвенция о правах ребенка 1989 года, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 года, Конвенция о правах инвалидов 2006 года). Международные контрольные органы могут быть общей и специальной компетенции.

К внедоговорным органам относятся: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Совет ООН по правам человека.

В соответствии с положениями договоров под эгидой ООН создаются договорные (конвенционные) органы: Комитет по правам человека, Комитет по экономическим и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка, Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Комитет по насильственным исчезновениям, Подкомитет против пыток.

Данные органы, за исключением Подкомитета против пыток, заслушивают периодические доклады государств– участников договоров (конвенций) о соблюдении прав человека, в том числе рассматривают конкретные ситуации нарушения прав человека и затребуют у государства–участника применение мер по устранению допущенных нарушений.

О нарушениях прав человека Комитеты получают информацию от неправительственных организаций, средств массовой информации, отдельных лиц. Процедура рассмотрения докладов в Комитетах разная. Так, например, Комитет против пыток вправе проводить расследования о нарушениях государством–участником своих обязательств в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке (например, в органы прокуратуры или в суд).

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся,советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)